Ваш дом (Германский опыт) | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
|
Душа в душуРациональное планирование || По старинным образцам || Природа и мы || Дом на склоне || Язык современных форм || Образцы экологических домов || Зимний сад || Озеленение фасадов || Дом и техника || Энергия солнца и ветра || Защита дерева и краски || Блочные дома || Техника || Оформление || Изготовление Дарит тепло и радость || Душа в душу || Искусство и планирование || Помещение и техника || Топить правильно, но как? || Раньше лом - теперь шедевр || Горячая вода из кафельной печи || Выпечка хлеба || Старинная плита на современной кухне || Азбука специальных понятий При стремлении современных людей укрыться в своем семейном гнездышке каминные печи могут стать незаменимыми. Интересно то, что люди вновь открывают для себя традиционные формы и мотивы. Бригитте и Дитер Хайцманы избрали своей специализацией сооружение и реставрацию классических каминных печей. Когда клиенты посещают их мастерскую, они болтают о вещах , подобных шкатулке для шитья, на языке бабушек.
Как только переступаешь порог мастерской, оказываешься в атмосфере творчества. Бесчисленное множество разнообразных деталей буквально заставляет задержаться, чтобы рассмотреть их поближе: модели печей, фризы, изразцовые плитки, геральдические мотивы. И кроме того - приспособления и инструменты художника и пр. Здесь сам загораешься. Даже если не имеешь намерения построить печь, стоит заглянуть сюда. А может быть, передумаешь... Мы находимся в керамической мастерской Бригитты и Дитера Хайцманов, которая обосновалась в восстановленном крестьянском подворье в идиллическом местечке Рушвайлер на берегу озера Иллмензее. Здесь, совсем недалеко от озера Бодензее, эта супружеская пара утвердилась как непререкаемый авторитет среди мастеров-строителей каминных печей в южногерманском регионе. Их заказчики живут как в Австрии и Швейцарии, так и в Эльзасе.
Те, кому доведется поподробнее познакомиться с их мастерской, поймет, сколько личного мастерства и особых технологических приемов скрывается за каждым блестящим расписанным керамическим фасадом: камеры обжига, различные машины и приборы, необходимый запас глины и гипса и всюду формы, формы, формы. Дитер Хайцман объясняет: "Мы делаем круглые печи любого диаметра, самая маленькая диаметром 33 см. Это совсем не просто, потому что и другие размеры должны быть соответствующими. Речь идет о керамических или кафельных элементах конструкции и декора - карниза, фризах и т. д." Сооружение каминных печей связано с немалыми затратами на вспомогательную технику и оборудование, что, правда, обеспечивает независимость от посторонних факторов: работы не отдаются на сторону. А это - бесценное преимущество, которое позволяет выдерживать сроки. Хайцманы провели для нас экскурсию по своей мастерской. Так же они ездят со своими клиентами осматривать созданные ими печи, чтобы у тех сложилось о них собственное представление. И поездки стоят того. Потому что ни один фотоальбом, даже идеально оформленный, не заменит личного посещения и осмотра на месте, когда можно воочию убедиться в том эффекте, которые производит печь непосредственно в помещении.
Конечно, мы хотим увидеть magnum opus - вершину творчества супругов Хайцманов: печь "Винтертур". Около одного года заняли подготовка и исполнение, проект держал их буквально в своих заложниках, в хорошем смысле этого слова. Потому что пришлось перелопатить уйму книг, осмотреть множество образцов печей, в том числе и музейных, побеседовать с экспертами, чтобы проникнуть в традиционное искусство росписи фаянса, которое родилось в итальянском городе Фаэнца в XVI веке и оттуда распространилось по Центральной Европе. Особенность этой техники заключается в том, что сначала изготовляется полуфабрикат - обожженная керамическая пластина. А поскольку этот материал водопроницаемый, поверх него напыляют глазурь. Затем Бригитта Хайцман расписывает глазурь, используя четыре "пламенные" краски: кобальт, сурьму (желтую), марганцевую сирень и медный купорос. Секрет состоит в приготовлении красок. Тонкие линии, проведенные кистью, не должны растекаться по жидкой глазури. Этот вид росписи не прощает художнику ошибок, так как их уже невозможно исправить. "Тогда может случиться, что вся работа в одночасье исчезнет под водопроводным краном", - говорит Бригитта, ссылаясь на свой опыт. Впрочем, она делает росписи по сырым изразцам. "Тут есть преимущество, - говорит она. - Состоит оно в том, что имеешь перед собой палитру с красками всех оттенков, которые можно смешивать. Кроме того, здесь (в отличие от росписи по фаянсу) можно вносить какие-то коррективы". И после этого на роспись наносится глазурь. Тот, кто видел печь "Винтертур", едва ли поверит, что это изделие современных художников - супругов Хайцманов. Только в начале 80-х годов супружеская пара нашла себя в керамике печей. Постепенно производство приобрело внушительные масштабы. Сейчас Дитер Хайцман, в прошлом инженер в области точной механики, стал специалистом, ответственным за формовку и обжиг изразцовой продукции. Бригитта Хайцман, у которой всегда была склонность к рисованию и живописи, специализируется на росписи. Проектирование и подготовка к работе лежат на них обоих.
Тот факт, что их стиль характеризуют как консервативно-романтический, не смущает Хайцманов. "Это наш стиль, - подчеркивает Дитер Хайцман. - С современными вещами у нас затруднения, у других это получается лучше". "Мы строим только объекты, за которые мы отвечаем на все сто процентов, - добавляет его жена. - Тут уж нужно вложить и сердце, и душу". Конечно, это не традиционные изображения ревущих оленей в тонах "болотной зелени". Однажды в росписи печи в доме владельца скота появилась голова быка, а в другом доме - почитателя философа Мартина Хайдэггера - кафельная плита с портретом "маэстро мысли". Искусство реставрации старых печей не является для Хайцманов тайной за семью печатями. Самое впечатляющее свидетельство того - охраняемый государством памятник, буквально возродившийся из руин печь-очаг в доме поэтессы Анетты фон Дросте-Хюльсхофф высоко над Меерсбургом, где она когда-то проживала. "Прежде чем мы по-настоящему поняли, на что мы замахнулись, каменщик-строитель печи все грузил и грузил картонные ящики с мусором. Это было что-то!" Ее воспоминания совпадают по интонации с началом знаменитого стихотворения поэтессы Дросте: "О, как ужасно все это, когда ты идешь по болоту". Посетители дома-музея поэтессы с трудом представляют себе степень прежних разрушений, а также усилия, затраченные реставраторами. А печь хоть сейчас растапливай! С нетерпением ждешь, какие еще керамические шедевры произведет на свет эта творческая пара. --- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:
© 2000 - 2003 Oleg V. Mukhin.Ru™ |