Лепка | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Ремонт и реставрация лепных изделийЛепные изделия под действием времени подвергаются частичным разрушениям. Кроме того, большое количество наносимых на них с течением времени слоев краски делает рельеф изделия смазанным, теряющим свой рисунок. Такие изделия могут быть отремонтированы и реставрированы. Реставрационные работы предусматривают большой комплекс работ. В первую очередь надо определить первоначальный рельеф (рисунок). Это потребует очистки изделия от покрасочных слоев, что изначально предполагает особую осторожность. Ведь под слоем краски может оказаться рыхлая структура гипса. Поэтому, снимая краску, надо внимательно следить за цветом слоев. Как только покажется буроватый или охристый оттенок слоя, многослойную слабодержащую известковую окраску расчищают «всухую». Для этого применяются стальные или деревянные инструменты, которыми осторожно соскабливают набеленные места. Если набелы всухую не снимаются, их надо смочить водой (немного) и соскоблить после этого. Если покрашенное изделие ранее не олифили, а просто красили, то набелы очищаются до первого покрасочного слоя. Гораздо труднее снимать с изделия масляную краску. Ни в коем случае нельзя применять растворители при обработке гипсовых изделий. Растворитель, проникая в трещины краски, разрушает гипсовое основание. Поэтому лучше всего краску отжигать. Работа эта требует осторожности и внимания, чтобы не разрушить гипс воздействием больших температур. По этой причине отжиг производится до первого вспучивания краски, после чего она может быть легко снята скребковым инструментом. После снятия краски приступают к изучению состояния гипсовых лепных инструментов. Те изделия, на которых гипс от времени стал рыхлым и легко рассыпается, надо заменить на новые. Отбитые детали подлежат исправлению или замене. В некоторых случаях надо заменить или установить дополнительно крепежные элементы. Реставрационные работы возможны только в тех случаях, когда сохранились образцы всех элементов декора. Такие элементы, как маяки-образцы (наиболее типовые рисунки) отмечаются и используются в дальнейшем в качестве эталонов. При этом проводить какие-либо работы непосредственно на самих маяках образцах нельзя. Это можно сделать только тогда, когда по этим образцам будут отреставрированы все изделия с этим рисунком (декором). Ремонтные работы по лепному орнаменту начинают с закрепления элементов, которые наиболее плохо закреплены. Для этого подбивают, заменяют на новые или ставят дополнительные крепежные элементы, расшивают и заливают гипсом растрескавшиеся швы, вырезают частично или снимают полностью элементы с разрыхлившимся от времени гипсом. Для восстановления разрушившихся элементов по образцам-маякам выливают новые и монтируют на место извлеченных. Если же к какому-либо элементу образец подобрать невозможно, а в орнаменте этот элемент играет второстепенное значение, то можно использовать наиболее типовые детали с других зданий того же стиля и той же временной эпохи. Недостающие мелкие детали орнамента лучше всего восстанавливать на месте. Для этого в местах повреждений делаются насечки, разводится жидкий гипсовый раствор, смазываются места подлежащие реставрации. Когда гипсовый раствор начинает загустевать, методом лепки и резки по гипсу поврежденным местам придается необходимая форма, которая затем окончательно дорабатывается соответствующим режущим инструментом. Недостающие детали восстанавливаются по подобию сохранившихся в других местах. Сохранившуюся идентичную деталь снимают, по ней изготавливают клеевую форму и затем отливают необходимое количество недостающих деталей. Все отлитые детали обрабатывают после отливки по стандартной технологии. При реставрации старых зданий бывают случаи, когда при сохранившемся внешнем виде гипс под слоями краски уже полностью разложился и превратился фактически в рыхлую массу. В этом случае с деталей снимается черновая форма (по аналогии снятия черновой формы с глиняных моделей) и затем по ней отливаются новые элементы из гипса. Случается и такое, что некоторые элементы снять вообще невозможно, а форму с них снять надо. Тогда снимают форму с детали на месте ее нахождения. Для этого деталь очищается, закрывается одним или двумя слоями бумаги и на нее накладывается слой глины. Толщина слоя — 2—2,5 см. Глина должна быть хорошо промята и обладать высокой пластичностью. Глину надо хорошо уплотнить по всем впадинам. Чтобы налепленный слой глины не отслаивался, края его надо плотно примазать к стене (или потолку). Поверхность глины покрывается гипсовым раствором. Схватившийся гипсовый раствор образует вокруг детали кожух. Края кожуха выравнивают, отмечают карандашом его местоположение. Кожух затем снимается и тщательно очищается от глины. Затем просушивается, покрывается спиртовым лаком и смазывается. После этого готовится клеевой раствор в объеме, чуть большем объема глины, которая до этого была в кожухе. Подготовленный кожух приставляется к стене чуть ниже разметки. Через отверстие вверху (которое надо просверлить заранее) в кожух вливается клей и кожух, приподнимая по стене, надвигается точно на место, размеченное до этого карандашом. Выступающий клей сразу убирается. Для того, чтобы не держать кожух до полного застывания клея, можно предусмотреть скобу или распорку. Когда клей затвердеет, кожух снимается, затем снимается и клеевая форма, по которой можно отливать детали.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»: © 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |