Лепка | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Изготовление моделей сталактитовСталактитом называется декоративное лепное украшение, представляющее одну из основных частей орнамента среднеазиатских народов. Это удивительно простое по форме украшение состоит (обычно) из семи геометрических фигур, при помощи которых достигается бесконечное разнообразие композиции сталактитов, украшающих карнизы, ниши, арки, входы и своды куполов. Сталактитовый орнамент применяется в настоящее время не только на Востоке, но и во многих регионах Европы. Однако надо заметить, что имеют место отклонения от правильной технологии изготовления сталактитовых украшений. Это выражается в том, что модель сталактита вырезается из общей гипсовой глыбы, или, что еще хуже, лепится из глины. Правильный же подход заключается в том, что все семь фигур орнамента изготавливаются отдельно, а затем склеиваются в единую композицию. Рассмотрим процесс изготовления модели повторяющейся части сталактита для карниза. Геометрическая конструкция состоит из многочисленных гипсовых призм, соединенных между собой боковыми гранями. Эти многочисленные призмы, в свою очередь, составляются из семи геометрических фигур, которые сводятся к трем видам: прямоугольным треугольникам А, прямоугольникам В, ромбам или полуромбам (равнобедренным треугольникам) С.
Все эти геометрические фигуры построены на соотношениях сторон треугольника. К примеру, катет равен высоте прямоугольника, гипотенуза равна ширине прямоугольника, высота полуромба равна высоте биссектрисы треугольника. В вертикальном направлении призмы сталактита имеют различную конфигурацию. На рисунке они сгруппированы под сечением А, В, С. Их формы продиктованы условием наиболее точной и легкой подгонки. При помощи этих семи простейших геометрических фигур получают бесконечное множество разнообразных комбинаций сталактитов по желанию мастера. Для изготовления фигур из гипса готовится три шаблона, которые вырезают соответственно сечениям А (прямоугольного треугольника), В - прямоугольника и С - полуромба или равнобедренного треугольника. Затем на ровной мраморной доске шаблоном прямоугольного треугольника. А вытягивают из гипса прямой брусок длиной 75 см, разрезают его в длину на три равных части. На одном конце каждого бруска вырезают фигуры A1, A2, A3. Высота этих фигур должна быть равной гипотенузе прямоугольного треугольника А. Вырезку фигуры А1 производят на самой широкой плоскости бруска, сторона которой равна гипотенузе, углубляя при этом профиль выкружки; суживающиеся при этом грани бруска сами собой выявляют конфигурацию поддерживающей ножки призмы. Вторую фигуру из трехгранного бруска А2 вырезают в следующей последовательности: на той же широкой плоскости вычерчивают с боков тонкие «ножки» с центральной аркой в середине. Затем, вырезая «ножки» и арку под прямым углом к этой плоскости получают сквозную арку на ножках А2. Фигуру из третьего трехгранного бруска А3 вырезают как бы в двух ярусах. В верхнем ярусе вычерчивают арку на ножках (согласно рисунку А3), а на торце бруска делают полуокружность и нишу. На нижнем ярусе вырезают выкружку. Вторым шаблоном вытягивают из гипса прямые тяги прямоугольного бруска В длиной в 25 см и вырезают на его конце фигуры В1. Для этой цели торец бруска обрезается точно по угольнику, отмечается высота выкружки и обрезается. Третьим шаблоном полуромба С1, С2 вытягивают две гипсовые тяги длиной по 50 см; одну из них разрезают по длине на две равные части, на концах которых вырезают фигуры С1 и С2. Для этого на концах трехгранных брусков вырезают выкружки. Фигуру С2 срезают с острого угла, а фигуру С1 — с противоположной ему стороны бруска. Второй кусок тяги также разрезают по длине на две равные части, из которых склеивают тягу целого ромба и на конце ее вырезают фигуру С3. Высота рисунка данной фигуры также двухъярусная. На одной из плоскостей ромба рисуют двухэтажную арку и вырезают нишу. Бока ниши в нижнем ярусе срезают по профилю выкружки со скосами, благодаря чему нижняя часть переходит в красивую ножку. В итоге получают семь гипсовых фигур (призм) различных очертаний. Если хорошо срезаны боковые плоскости призм, каждая фигура сочетается с другими и удобна для любой комбинации рисунка сталактита, начиная с простого карнизного свода купола до более сложных форм.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |