Лепка | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Каркасы и арматураПри изготовлении и лепке объемных изделий и ажурного орнамента применяются проволочные каркасы (для крепления глины к основанию). Толщина проволоки в каждом случае будет зависеть от рельефа орнамента. Для большей прочности форм и изделий, отлитых из гипса, цемента и других материалов, тоже предусматривается закладка арматуры. Сразу заметим, что каркасы применяются при объемных (круглых) скульптурах, а рельефные и плоскостные изделия предусматривают использование только арматуры. Каркас или арматура, вложенные в форму, модель, отливку должны находиться посредине толщи гипса, цемента, мастики. В отливаемые из гипса мелкие орнаментальные детали вкладывается деревянная арматура в виде мелких настроганных щепок. Плоские барельефы рекомендуется отливать с пеньковой арматурой. Для отливки лепных изделий из цемента используют исключительно металлическую арматуру. Толщина ее зависит от рельефа и размера отливаемых деталей. Проволока, применяемая для каркасов и арматуры, должна быть хорошего качества, мягкой, неломающейся при сгибании. Изготовление проволочных каркасов и арматуры производится при помощи острогубцев (кусачек), круглогубцев и плоскогубцев. Для резки толстой проволоки применяют шарнирные ножницы или зубило, а для сгибания — специальный станок или слесарные тиски. Особенности техники лепных работВсе лепные работы надо выполнять на специальном щите или постаменте, к рабочей поверхности которых глина приставать не будет. Техника различных мастеров отличается друг от друга, однако общие признаки определить можно. Сначала лепится общая форма изделия, а затем надо приступать к проработке. Как уже упоминалось, большая часть лепных работ выполняется пальцами рук. Сама по себе лепка очень сложная и продолжительная операция, которая требует терпения, внимания, определенных навыков. Сразу полностью овладеть всем процессом невозможно. Умение придет только по истечении определенного времени, а главным учителем будет практика. Со временем пальцы будут вами чувствовать рельеф изделия. Изготовить изделие за один прием практически невозможно. Это под силу только мастерам. Обычно же изделие переделывается помногу раз и работа растягивается на несколько дней. При этом изделие надо беречь от высыхания, для чего при перерывах в работе изделие накрывается влажной тканью, изолируется от внешней среды пленкой. Пластичность глиняного теста зависит не только от ее влажности, но и от однородности структуры, от степени ее обработки. Степень пластичности определяется следующим образом: небольшой комок глины раскатывают между пальцами; полученный жгут сгибают пополам. Если при этом на изгибе не появится ни одной трещины — глина имеет высокую пластичность (об этом мы уже упоминали ранее). О способах хранения глиняного теста Вы уже знаете. Повторим вкратце этот процесс. Расплющенная киянкой глиняная пластинка сворачивается в рулон. Рулон снова лепится в ком и снова расплющивается киянкой. И снова полученная пластинка сворачивается в рулон. Только после этого рулон скатывается в жгут, который разрезается на «ломти». В свою очередь каждый ломоть режется на несколько частей. Каждую часть раскатывают в ладонях, получая в итоге заготовки в виде шариков. Шарики укладываются в деревянный ящик и накрываются увлажненной тканью, а сверху — полиэтиленовой пленкой. В таком виде заготовки-шарики могут храниться более месяца, не теряя первоначальной пластичности. При изготовлении какого-либо элемента подбирают заготовку требуемой величины. Не следует плотно зажимать комок глины в руке, т.к. тепло ладони передается глине и она быстро высыхает. Всегда надо помнить, что чем больше глина сминается, тем пластичнее и качественнее она становится. Работать всегда желательно двумя руками. Основную форму изделию придают руками, рельефность же выполняется при помощи стеков и других инструментов, которые могут проникать в те места изделия, куда пальцы не могут достать.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |