Лепка | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
КомпозицияДля правильного построения композиции необходимо руководствоваться закономерностями сочетания частей целого между собой. Лепку можно считать гармоническим сочетанием отдельных элементов задуманного архитектурного образа, построение которого подчиняется перечисленным ниже архитектурно-художественным решениям. СимметрияСимметрия (соразмерность) — две зеркально одинаковых части с обеих сторон мысленно проведенной средней линии (рис. 1). Соразмерными считаются части, кажущиеся одинаковыми с обеих сторон оси симметрии только по своему оптическому действию (например, повторяющиеся формы с небольшими отклонениями размеров). Асимметричными соответственно будут те формы, которые неодинаковы (различно образованы) с обеих сторон средней линии.
ПропорцияПропорция — это закон размещения, согласно которому отдельные части в целом находятся в определенном отношении друг к другу (например, золотое сечение). На рис. 2 даны пропорции тела человека. Эти пропорции в общем и целом верны для любой скульптуры.
Лепке присущ определенный характер рисунка, особый строй композиции, развертывающийся на плоскости в виде законченного узора. Рядом с пропорциональностью находятся такие понятия, как соразмерность и соподчиненность всех элементов формы. Выбирая те или иные пропорции рисунка, надо соотносить их с функциональным назначением создаваемого образа. РитмРитм — это активное композиционное средство, важнейший признак которого — периодическая повторяемость элементов декора. Важную роль здесь играет и расстояние (пауза) между одинаковыми (или различными) элементами декора. Есть различные графические приемы для этого. Наиболее цельно эти приемы можно наблюдать в орнаментальных решениях фризов, порезок, карнизов и т.д. Наиболее широко применяемое решение в лепке — применение раппорта, что означает периодически повторяющееся изображение (рис. 3).
ПрофилиПрофили являются важнейшим членением, которое сохранилось в архитектуре с античных времен до настоящего времени. В качестве элемента отделки можно составлять многочисленные профили. Каждый вариант профиля соответствует углу зрения (высоте и расстоянию) и освещенности (дневное или искусственное). Требуются значительный опыт и профессиональные знания, чтобы оформить отдельный профиль светом и тенью. Профиль равномерно проходит по контуру помещения или оканчивается у поверхности соседних строительных элементов. Продление профилей, т.е. соединение двух контуров с одинаковой формой (стыковое, остроугольное или прямоугольное соединение) это уже своеобразная отделка. Изломы профилей состоят из внутренних и наружных повторений профилей одинаковой формы. Два излома профилей могут образовать выступ или впадину на плоскости стены. Продолжение профиля — это обвод профиля стены, примыкающей под прямым углом или наклонно. Изготовление профильных элементов — наиболее распространенный процесс в лепном производстве. АркиАрки своими формами наиболее ярко выражают различные архитектурные стили. Циркулярная арка римской эпохи актуальна до настоящего времени и известна как представитель мавританского стиля. Стрельчатая арка является формой готического стиля. Коробовая арка встречается в стилях ренессанса, барокко, рококо. Существенная роль в украшении жилища отводится орнаментике. Ведь даже самые первые постройки, известные нам по раскопкам, имели украшения (хотя и довольно примитивные). А самыми первыми элементами орнаментики были точка, штрих, зигзагообразная или волнистая линии, круги и абстрактные формы. Отдельные виды украшений представляют собой стилизованные (упрощенные) изображения или символы предметов. Постепенно такие изображения становятся все более абстрактными, сохраняя лишь самые характерные очертания реальных предметов, фактически превращаясь в символы. Это и есть путь возникновения такого явления, как орнаментика. В лепных изделиях предпочитают геометрический орнамент (романский стиль в архитектуре). Стилю барокко соответствует орнамент из раковин. Раковина является и причиной возникновения самого названия «барокко». Лиственный орнамент представляет уже готический стиль. Восточная орнаментика предполагает орнамент в виде стилизованных цветков лотоса или стилизованной шишки. Эпохе ренессанса присущ орнамент типа «ушная раковина». КарнизыКарнизы представляют собой горизонтальный выступ, завершающий стену здания. Карнизы — деталь очень распространенная в лепных изделиях. Карнизы могут иметь самые разнообразные профили, относящиеся к той или иной стилевой эпохе. К примеру, египетский карниз состоит только из плиты потолка и из вогнутого соединительного элемента. А романский стиль являет собой сложные и массивные карнизы и профили. Готические карнизы трудно спутать с другими в силу их подчеркнутой профилированности, косых срезов, что дает яркую игру теней и света. А карнизы барокко вообще не соблюдают никаких классических пропорций. Английский классицизм широко использовал орнаментику из листьев. Акант — южное травянистое растение с большими зубчатыми листьями, собранными в виде розеток, стало своего рода символом античной орнаментики. Начиная со средневековья этот элемент орнамента начинает видоизменяться в соответствии со стилевыми направлениями (рис. 4).
Арабеска — насыщенный и сложный орнамент, основанный на переплетении геометрических и стилизованных растительных форм. Он получил широкое развитие в пластических изделиях мастеров арабских стран (рис. 5).
Гротеск — орнамент, включающий в себя причудливые фантастические изображения зверей и фигурки людей. Был распространен в античном искусстве. А начиная с ренессанса постоянно встречается во всех стилях в различных вариантах (рис. 6). Этот орнамент включает в себя изображения грифонов. Кроме перечисленных решений мастера лепки разных временных эпох применяли целый ряд нестандартных видов украшений, многие из которых сохранились и до настоящего времени.
Архитектурные ордера (рис. 7). Представление о лепном искусстве в архитектуре будет не полным без знания основ построения архитектурных ордеров. Прежде всего о составляющих архитектурного ордера. Это: а) колонна, являющаяся главной составляющей частью ордера; б) антаблемент, расположенный над колонной; в) пьедестал, на котором колонна и стоит. Ордера, в свою очередь, подразделяются на полные и неполные. Полный ордер содержит все три части (колонна, антаблемент, пьедестал). Неполный ордер (рис. 7, Б) означает отсутствие пьедестала. В дальнейшем мы будем рассматривать только неполный ордер по той причине, что пьедестал сам по себе является чисто архитектурной деталью и не содержит лепных украшений. В строительстве наиболее часто применяются римские ордера, поэтому остановимся на них более подробно. Ордера дорические и ионические существенно отличаются от римских и в современной архитектуре не нашли широкого применения.
Прежде всего о высоте неполного ордера. Условно разделим общую высоту ордера, включающую в себя колонну и антаблемент, на пять частей. Соотношение должно быть следующим: одна пятая часть — это высота антаблемента, а четыре пятых — высота колонны. Колонна, в свою очередь, делится на три части: самая нижняя — база, опорная подушка колонны. Из базы начинается фуст — ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Это утончение именуется энтазисом. Самая верхняя деталь колонны — капитель, который воспринимает на себя нагрузку антаблемента. Так же на три части делится и антаблемент (рис. 7, В). Верхняя часть антаблемента — карниз, средняя — фриз, нижняя — архитрав. Карниз может быть гладким с декоративными выступами (зубцами) или с рельефными модульонами. Фриз представляет собой широкую полосу с лепным декором. Архитрав может представлять собой просто горизонтальную полосу. В общем и целом колонна представляет собой круглый столб, имеющий, как правило, небольшое утончение кверху. Утончение колонны начинается, как правило, с нижней трети, до которой колонна не имеет утончения. Греко-дорические колонны являются исключением из этого правила — там утончение колонны начинается с самого низа. Самостоятельная единица меры каждого ордера — модуль, который равен нижнему радиусу колонны. Высота любого ордера находится в прямой зависимости от его модуля. Например, высота тосканской колонны будет равняться 14 модулям, высота дорической колонны — 16 модулям, ионической — 18 модулям, а коринфская колонна имеет 20 модулей. Колонны дорического, ионического, коринфского ордеров могут быть украшены каннелюрами (рис. 8). На окружности дорической колонны размещаются 20 каннелюр, а на ионической и коринфской — 24 каннелюры. Базы всех ордеров имеют одинаковую высоту, и равна она одному модулю.
КапителиКапители, в противоположность базам, высоту имеют разную и конфигурация их тоже различная. К примеру, высота капители у тосканских и дорических колонн равна одному модулю, а ионическая капитель имеет высоту, равную двум третям модуля. АстрагалыАстрагал над капителью и полочка над базой являются неотъемлемой частью колонны. Но в целях упрощения штукатурных работ и экономии времени астрагал формируется сразу вместе с капителью, а полочка вместе с базой (они ставятся на места одновременно лепным способом). Лепка является составной частью декоративного искусства вообще. Лепка может включать в себя мозаичные работы, роспись, резьбу по дереву и по камню, чеканку, другие декоративные работы. Значительное место в этих работах отводится облицовке поверхностей природным камнем и керамикой. Поэтому одной из многочисленных задач архитектуры является сочетание и увязка между собой отдельных видов декоративной отделки. Особенно тесно переплетается лепное искусство с облицовкой поверхностей керамическими изделиями. Керамика является как бы составной частью лепки. Тут используются пластические свойства глины, которые делают возможным изделия самых разнообразных и причудливых форм. Сочетание этих свойств с термической обработкой и долговечными глазурованными покрытиями делают возможным создание прочного и богатого архитектурного декора. Неотъемлемой частью лепки является выполнение декоративных штукатурок. Особенно ярко это выражено в штукатурке сграффито, которая стоит на границе штукатурных и лепных работ. И иногда затруднительно определить, к какому виду работ относится конкретная штукатурная работа. Работа по гипсу отличается от резьбы по дереву только некоторыми особенностями, которые происходят от свойства и фактуры материала. По сути дела все виды декоративно-прикладного искусства объединяет одна задача — воплощение в жизнь идеи зодчего. Для этого используются все факторы света и пространства, которые превращаются в средства создания объемных форм и других эффектов.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»: © 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |