Стройся!!! Строительство, проекты домов Лепка   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Лепное искусство в архитектуре

Художественные достоинства архитектурного произведения проявляются в архитектонике — главном принципе построения композиции. Архитектоника — построение художественного произведения — выражает взаимообусловленность элементов и целого в конкретном объеме и их гармоническое сочетание. Вообще в архитектуре значительное место уделяется применению различных декоративных элементов и, в частности, лепному декору и орнаменту. Дословный перевод этих слов — украшения. Однако в русском языке применительно к архитектуре они несут неоднозначный смысл. Французский термин «декор» более емкий, он больше соответствует русскому слову «убранство» и означает совокупность разнообразных художественных средств. Латинский термин «Орнамент» имеет более конкретный смысл: ритмично или симметрично повторяющийся рисунок, выраженный линией, цветом или рельефом.

В различные исторические эпохи менялись принципы и художественные приемы построения архитектурных композиций, иными словами — менялся стиль, что означает совокупность характерных отличительных признаков, присущих искусству какого-либо народа или исторического периода.

Архитектурное наследие, остающееся поколениям от своих предков, настолько велико и обильно, что к нему начинают внимательно и бережно относиться лишь тогда, когда оно приближается к рубежу своего исчезновения. Несмотря на это, до нас дошло большое разнообразие архитектурных форм и композиционных приемов. С древних времен художественная обработка построек сопровождает строительное искусство, органично сливается с ним и объединяется в единое понятие — архитектура.

Следует отметить, что лепной декор в архитектуре, в отличие от большинства декоративных отделок, занимает особое место. Это обусловлено технологической спецификой лепки. Например, камень сразу же после фактурной обработки или из-под резца можно устанавливать на место. Изделие лепщика, прежде чем будет установлено, проходит сложную технологическую подготовку.

Лепить можно только из пластичных материалов, способных принимать и сохранять определенную форму. Но недостаток пластичности — восприимчивость к механическим и климатическим воздействиям, поэтому лепные изделия быстро теряют форму, они недолговечны.

Прошло много времени, прежде чем люди научились приводить пластичные модели в жесткие прочные изделия. Корни мастерства лепщиков архитектурных деталей уходят в глубокую древность. Фантастические глиняные маски с изображением Горгоны, выполненные руками ремесленников Этрурии, широко применялись в качестве украшений, прикрывающих торцы стропильных конструкций.

В римскую эпоху на основе этого мастерства развивается производство архитектурных деталей из терракоты — тщательно обработанной чистой глины, обожженной до спекания. Это искусство в некоторой мере заменяло трудоемкий процесс резьбы по камню и в то же время вносило свой художественный колорит. Терракотовые изделия отличаются большим разнообразием цветов (от кремового, красно-коричневого до черного) не говоря о многообразии их форм. Наивысшего расцвета, а затем и массового применения в архитектуре лепное искусство приобретает позже, когда был накоплен опыт использования штукатурных растворов с применением гипса.

В России начало этого периода совпадает с деятельностью Петра I (начало строительства Петербурга). В это время мастерство лепки достигает высоких художественных форм. Именно тогда в русском зодчестве формируется характерный архитектурный прием, построенный на интенсивности цветового фона. В послепетровский период внимание архитекторов переключается на обслуживание двора и церкви. В строительстве дворцов, домов знати, загородных усадьб лепной декор находит широкое применение. Что же касается более дорогих видов отделок (природный камень, резьба по камню, облицовка керамикой, резьба на ценных породах дерева), то они выполняются только в парадных частях интерьеров и фасадов.

Возвращаясь в классическую древность, скажем, что архитектурные украшения храмов Греции в своих пропорциях вполне современны для сегодняшних решений.

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект H-188-1D