Стройся!!! Загородный дом. Архитектурные решения   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Окна на стене и как архитектурный элемент

(Окно на стене дома)

Так же, как у каждого человека и группы людей имеется свое представление о соответствии размеров окна и стеклянных поверхностей, так и архитектор, в основном исходя из своих собственных убеждений, определяет размеры окон и стеклянных поверхностей фасада здания. В размерах, форме и, не в последнюю очередь, в пропорциях поверхностей окон можно четко почувствовать присутствие семейных традиций. Молодое поколение, унаследовав традиционное мышление своих родителей, обычно и собственные дома формирует на основе представлений своих предков. Это наблюдение, естественно, справедливо и в отношении архитекторов; таким образом, если перед тем как делать заказ на проект, вы посмотрите на какое-то здание, то можете рассчитывать на то, что на фасаде и вашего дома, весьма вероятно, появятся окна подобных размеров, как на доме, который вы видели.

С увеличением поверхности окон дом обычно обретает более гармоничный и эстетичный внешний вид, однако с точки зрения климата в помещении за это приходится платить увеличением потери тепла и ухудшением звукоизоляции, то есть с экономической точки зрения увеличение поверхности окон оказывает негативное влияние. Таким образом, качество окон имеет очень большое значение как с точки зрения потребительской стоимости дома, так и с точки зрения строительных затрат. При определении потребительской стоимости окон эту стоимость как показатель ее соответствия функции, конструкции и форме сравнивают с затратами на создание и использование всего дома.

Значение срока службы как продолжительности использования носит, скорее, отвлеченный характер, хотя и решающим образом влияет на стоимость дома. Эта стоимость прежде всего зависит от срока службы, которая когда-то составляла 100 и более лет. Потом окна заменяли примерно через 30-40 лет, однако сегодня продолжительность жизни окон связывают уже не со сроком службы материалов или конструкции - их выбор определяется функциональными соображениями.

Окно как элемент архитектурной формы

Окно как элемент архитектурной формы можно рассматривать с разных точек зрения, например, исходя из следующих соображений:

  • соблюдение архитектурных традиций;
  • направления в области форм и эстетические течения данной эпохи;
  • конструкционные возможности, предоставляемые технологией производства;
  • потребности заказчика;
  • экономические соображения.

Изменение стилей, происходившее вслед за сменой исторических эпох, привносило с собой новые и новые системы фасадов. Воззрения, характерные для Средневековья, определяли размеры окон, оконных проемов, дверей, а также балконных дверей, окон на крышах и форму окон, в соответствии с традициями данного региона. Ширина створки того или иного окна, в зависимости от материалов и металлических деталей, обычно составляла 50-60 см. В зависимости от различных потребностей в свете группа окон, состоящая из определенного количества элементов, размещалась в виде вертикальных рядов, которые следовали друг за другом. На стенах, выложенных из кирпича-сырца, окна обычно врезались в плоскость стены, а в стенах, выложенных из камня, они помещались в оконных амбразурах проемов.

В наше время в архитектуре появились новые, открывающие более широкие возможности строительные материалы, например, сталь, бетон, стекло, а также ранее неизвестные методы строительства. Отсутствие образцов для подражания, необходимость заново создавать отношения между конструкцией, формой и функциональностью привнесли с собой такие решения, в которых четко чувствуется борьба между художественным замыслом и техническим воплощением. Бывали случаи, когда к форме и конструкции относились не как к равным категориям. Окно превращалось в декоративный элемент, который иногда чрезмерно подражал орнаментальным, историческим формам, более того, искусство архитектуры в отдельных случаях обретало исключительно форму конструкции.

Язык форм и концепция пространства, вошедшие в практику на рубеже тысячелетий, выдвинули на первый план окна и стеклянные стены больших размеров. С увеличением размеров окна - как с точки зрения внешних стен, так и с точки зрения внутреннего пространства - стали важным элементом формы. С помощью больших окон, рядов окон, навесных стен появилась возможность для более удачного, элегантного и «более размашистого» членения стен, появилась возможность сделать более гармоничными пропорции поверхности стены. Разумеется, мнения разделяются относительно того, всегда ли и в целом дают ли положительный эффект большие стеклянные поверхности с точки зрения красоты дома и пространства, их гармонии и художественного воздействия. Величина окна и его расположение в стене - при взгляде на него из внутреннего пространства - может производить захватывающее впечатление в зависимости от того, как оно пропускает естественный свет, какой вид открывается из него на окружающий пейзаж, и из-за оптического увеличения внутреннего пространства. В целом можно сказать, что, пользуясь всеми имеющимися в распоряжении средствами - если при этом не учитывать неизбежные минусы - человек сознательно или неосознанно пытается компенсировать негативное ощущение, порождаемое дефицитом связей с природой и чувством внутренней и внешней замкнутости, сооружая для этого окна большого размера.

Крыша дома, позволяющая использовать дополнительные функции - например, установку солнечных батарей: а) с частичным; b) с полным использованием плоскости ската крыши.

При одной и той же внутренней планировке дома, соответствующей его функции, можно создать бесчисленное множество вариантов стен и размещения окон.

Точно так же с помощью распределения надстройки над крышей и стеклянных полей окон можно сильно изменить форму и характер дома.

Для того чтобы окна, предусмотренные проектом, не нарушали внутренних пропорций фасада и его равновесия, необходимо, чтобы проектировщик в полной мере обладал чувством эстетики и пропорции. На смену ставшим привычными в предыдущие годы инстинктивным оценкам, учитывающим технологические возможности и моменты, связанные с архитектурным стилем, сегодня приходит функциональный подход, а также расчеты, соответствующие стандартам и строительным предписаниям. Размеры окон, высоту парапета, конструктивные решения следует определять на основании отечественных стандартов. Для гостиной, где, удобно расположившись в кресле, мы мечтаем полюбоваться пейзажем, целесообразно выбрать высоту парапета, то есть от пола до окна, 40-60 см; если имеется в виду, что человек занят деятельностью, которую выполняют стоя, например, это может быть работа на кухне, оптимальным размером для парапета будет высота 70-90 см. Обычно парапет делается высотой 90-100 см, за исключением специальных предписаний, касающихся строений, которые стоят на краю участка. Ширина окон зависит от пропорций поверхностей внешних стен, при этом учитываются необходимые опоры, определенные на основании статических расчетов, более того, иногда даже учитывается и внутреннее оборудование. Высота окон прежде всего зависит от внутренней высоты, от распределения нагрузок, рассчитанных на основании статических или функциональных потребностей (коробка жалюзи и т. п.), а также от отопительной системы в помещении (поскольку обогревательные приборы обычно устанавливаются у парапетов).

Распределение оконных створок определяется прежде всего по соображениям, связанным с формой, однако не следует забывать о функциональных требованиях (проветривание, мытье и т. д.). Что касается ширины створок, она также зависит от формы, хотя иногда из-за проблемы, связанной с мытьем - вспомните, например, раздвижные окна, до которых невозможно подобраться снаружи, - их размеры ограничивают до 120-150 см.

Внутренний зимний сад

Внутренний зимний сад, оборудованный за рядом окон, подчеркивает, что дом обращен к солнцу.

Форму крыши и оборудованных на ней окон можно выбирать свободно, исходя из ваших собственных потребностей и пожеланий.

Поставленную цель можно легко осуществить, соорудив окна в плоскости крыши, расположенной над первым этажом.

Просто оформленный дом, где ряд окон на дополнительно оборудованной мансарде в значительной мере определяет характер здания (пример VELUX).

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Ссылки по теме, читайте также:




© 2000 - 2010 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект I-217-1P