Стройся!!! Загородный дом. Архитектурные решения   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Дизайн и технология не только для профессионалов

(Красивый дом)

Красота домов на протяжении столетий, можно даже сказать, тысячелетий, всегда занимала человеческое общество; люди награждали постройки самыми разными эпитетами.

Уже в греческой мифологии мы периодически встречаем классификацию людей не только по их личным качествам, но также и по их домам, чаще всего, конечно, по дворцам, в которых они обитали. В рамках каждой категории граждан строение должно было соответствовать определенным требованиям отличия - формой, пропорциями, месторасположением. А если заглянуть еще дальше в глубь веков, мы увидим, что древние египтяне уже тогда тщательно проектировали архитектурные ансамбли, украшали свои храмы, пирамиды.

Средневековый Рим сковал воедино блеск, роскошь и помпезность; богатство империи, а также богатство владельцев в наибольшей степени символизировали сооружения и постройки или, говоря современным языком, «красивые дома».

О влиянии архитектуры на общество наиболее красноречиво говорит, например, то, что вокруг оценок строившейся к всемирной выставке в конце XIX века Эйфелевой башни в течение полувека шли ожесточенные дискуссии. К нашим дням они, конечно, стихли, потому что, как говорят парижане, устремившаяся в небо «Пожилая Дама» своей внешностью и блеском вечерней иллюминации сделала Париж городом огней. Если задуматься, мы с удивлением заметим, насколько изменилась система ценностей за прошедшее время: сначала башня вообще не нравилась публике, потом с ней смирились и-таки приняли, а сегодня она стала предметом гордости, символом архитектурной мысли и инженерного мастерства и, не в последнюю очередь, - символом КРАСОТЫ.

Если отправиться вниз по Нилу и доплыть в Ком-Омбо, вы там будете поражены красотой здания, освещенного морем огней, которому исполнилось 4 тысячи лет; несмотря на такой возраст, оно и сегодня великолепно, более того, оно изумительно.

Человеку, привыкшему к шуму большого города, приятно смотреть на красивый дом, вписывающийся в окружающую среду, в природу.

Эскиз фасадной части дома. Его можно по-разному «вписать» в среду, однако возможности зависят от массы дома и формы его крыши.

Красивее и лучше всего выглядит дом в естественной среде.

Дом будет красивым во всех своих деталях в том случае, если они и в целом выглядят элегантно, будь то крыша, зимний сад или соединенное с ним садовое строение, терраса.

Все, о чем я говорил выше, - плод человеческого разума, его рукотворного создания, и именно разум человека определяет место этих произведений на шкале ценностей, на пирамиде красоты, «где самое красивое помещается наверху и посередине».

Крыша, имеющая пологий скат, в значительной мере определяет внешний вид дома со всех четырех сторон, его характер и даже функциональное распределение помещений.

Фронтальный вид четырех сторон семейного особняка с крышей, имеющей крутой скат. При таком архитектурном решении освещение мансардного помещения обеспечивают обычные окна, устроенные в стене тимпана (фронтона).

Функциональные помещения семейного особняка однопролетного типа расположены на двух этажах: помещения, выполняющие дневные функции, находятся на первом этаже, а ночные - на мансарде. Разделив прихожую на две части, можно обставить и оборудовать дом так, чтобы он без изменения планировки и фасада служил семье, состоящей из двух поколений.

Красивый своей простотой двухпролетный семейный особняк с мансардой. Внешний вид дома отнюдь не свидетельствует о том, что в доме оборудована квартира для семьи из двух поколений, это видно только в плане; но, разумеется, его можно также оборудовать и для семьи из одного поколения.

Шкала и пирамида красоты также распространяются на дома и строения, которые создаются в наши дни: их также можно классифицировать, хотя в этом нет большой необходимости, а иногда это даже может быть опасным. Опасность состоит в том, что планка требований может подняться слишком высоко, может слишком увеличиться разрыв между категориями, а это может привести к тому, что при оценке качества критиковать или хвалить будут уже не систему, а того или иного человека, либо самого архитектора. Многие считают, что этого следует избегать, потому что лучше, если через несколько лет или десятилетий - пусть даже на довольно скромном уровне - весь поселок в целом или даже только одна его улица завоюет звание «улицы или городка красивых домов», чем когда поселок имеет всего лишь несколько действительно красивых строений (как это часто случалось раньше, бывает и сейчас).

Как я уже говорил, категория «красивый дом» всегда выражала систему ценностей человека, ранг его владельца. И что бы мы ни предпринимали против этого, наверняка до скончания веков дом будет оставаться признаком общественных различий, дифференциации людей.

И в последнее столетие перед рубежом тысячелетий дом всегда представлял собой большую ценность; чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать специальную литературу или подшивки журналов того времени:

«Кепеш Кроника» (ноябрь 1928 г.) «Строить дешево не есть нечто невозможное. Многие архитекторы умеют разрабатывать красивые проекты домов. Но дешево и красиво - это уже лозунг молодого поколения архитекторов. То же самое можно сказать и о строительных материалах. Не трудно построить красивый дом с мраморной облицовкой. Но одна из самых трудных задач в искусстве архитектуры - это умение использовать материалы в соответствии с их предназначением, с их свойствами, что в итоге поможет сделать дом красивым. И тогда мы, архитекторы, сможем обойтись без гипсовых, лепных или штукатурных украшений, которые соответствуют эклектичному вкусу прошлого века и, к сожалению, применяются до сих пор, свидетельствуя о действии сил, чуждых нашей европейской архитектуре.

Мы не имеем намерения излагать здесь художественную программу, просто хотелось бы показать, что можно строить в соответствии с поставленными целями, строить просто и красиво, что бюргер и даже мещанин может жить в собственном домике, что строительство семейного особняка не является привилегией какого-то одного класса».

«Сеп Оттхон» (март 1965 г.). Вот мнение журнала о доме, о домашнем очаге для провинции: «Двадцать лет назад имели место большие различия в образе жизни не только среднего класса и крестьянства, но и отдельных общественных слоев городского и сельского населения. По мере строительства социализма существенные общественные различия стираются. Этому процессу способствовало развитие промышленности и сельского хозяйства, формирование промышленной и торговой сети. Что касается приобретения мебели, различной бытовой техники, образ жизни населения в некоторых регионах сегодня уже не столь разительно отличается от образа жизни столицы, подобное положение складывается также в новых жилых районах промышленных и шахтерских регионов. Таким образом, вопрос состоит в том, можно ли считать, что своеобразный характер сельского, провинциального домашнего очага - это пережиток прошлого? И можно ли избавиться от него?»

Форма дома в значительной степени влияет на его характер, внешний вид: а) в старинном стиле, с галереей; b) форма строения, рекомендуемая для узкого участка;
с), d) строения простой, современной формы.

Схематичное изображение жилого дома с мансардой без окружающей его среды. Исходя из пропорций строения, его можно отнести к категории «просто красивый», но если дом удачно вписывается в окружающую природу или среду, он уже заслуживает более высокой характеристики даже без каких-либо архитектурных изменений.

Важнейший фактор улучшения характера строения - окна, а также стенные проемы, прочие проемы и навесы, а также окантовка крыши, венчающей строение.

Местный характер означает приспособление к местной среде, к ярко выраженным местным условиям. На равнине, например, строили не так, как в горных районах; каждый регион имеет свой строительный материал, в зависимости от того, чем он богат - деревом или камнем. Климатические условия и характер почвы также решающим образом влияли и влияют на архитектуру каждого региона. Однако в то время как местный характер в основном остается неизменным либо изменяется лишь по прошествии большого периода времени, если только он не меняется в результате преднамеренного вмешательства человека, то народный характер, форма, своеобразный колорит традиций, цвет и стиль зависят от образа жизни, от жизненного уклада в конкретный период времени.

Конечно, дом из сборных элементов может быть красивым, но чтобы он вписывался в среду, возможно, придется преодолеть немало трудностей, идет ли речь о форме крыши, о попытке сделать панели незаметными или о его связи с природой и т. д.

Средства, влияющие на форму двухквартирного семейного особняка в несколько этажей; планировка дома и стены, определяющие его внешний вид.

Сложившаяся практика проектирования типовых зданий, которая родилась в результате ускорения темпа жизни и строительства, а также является результатом личностных качеств застройщиков, в небольшой степени повлияла на сформировавшиеся в прошлом характерные местные признаки архитектуры. В противоположность этому, в процессе формирования современных архитектурных форм и современных методов строительства на восточноевропейских архитекторов достаточно сильное воздействие оказывали новые типы жилых зданий, жилых районов и сформировавшихся к нынешним дням так называемых жилых парков в западных странах.

Дом (Фрагмент стихотворения Дьюлы Юхаса о венгерской деревне и об уходящем в прошлое деревенском доме.)

Дом рушится. Своею низкой крышей он никогда небес не штурмовал; стоял он неприметен для соседей, ветшающий, давно он отживал. Но разрывают сердце мне удары Кирки и лома, ибо для меня старинный дом был юностью и детством, все краски жизни в сумраке храня.

Поэт так воспевает дом, его жизнь, красоту и свою привязанность к нему, что когда читаешь эти строки, недавнее прошлое просто завораживает.

Вид дома в плане соответствует главному требованию функциональности в пространстве, скрывающемся за внешними стенами. Значительное или незначительное перемещение стен в ту или иную сторону может помочь в осуществлении замыслов застройщика и, в определенной мере, повлияет на форму дома. Прямоугольная в плане форма дома, приведенного в качестве примера, позволяет создать множество разных вариантов с сохранением основной функции при незначительных изменениях в планировке: а) некоторые возможные варианты первого этажа; b) варианты мансарды.

Семейный особняк с мансардой; варианты стены, обращенной к саду: а) продольная стена; b), с) фронтонная стена с балконом и без него.

Возможные варианты внутренней планировки дома, представленного на предыдущей схеме, то есть вид сверху. Сообщение между двумя этажами остается неизменным, но, если позволяет рельеф участка, вход в дом можно - на ваше усмотрение - расположить на торцовой и/или на боковой стене: а), b) первый этаж; с), d) варианты планировки мансарды.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Ссылки по теме, читайте также:




© 2000 - 2010 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект K-259-1K