Декоративное мощение | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Устройство бордюров и желобов(Выполнение работ по устройству бордюров и желобов из твердых материалов) Дорожки обрамляются невысокими ограждениями - бордюрами. Они позволяют сохранить дорожное покрытие, удерживают профиль мощения в заданных пределах и предотвращают сток избыточной влаги на соседние зоны. Бордюры бывают самыми разными: высокими или низкими, скругленной формы или прямыми, монолитными или состоящими из отдельных элементов. Бордюры служат не только для красоты, они предотвращают сдвигание элементов мощения в стороны и позволяют сохранять контур дорожки. Бордюры из твердых материаловДля изготовления бордюров применяются самые разнообразные материалы. Традиционно бордюры изготавливаются из кирпича, древесины, пластмассовых или виниловых деталей, металлических полос в виде уголка. При желании можно соорудить бордюры и из более редких материалов, например из валунов или бетона.
Чаще всего дорожки обрамляют бордюрами из кирпича (рис. 36). Для этого годятся кирпичи только хорошего качества. Кирпич можно расположить торцом вверх или на уголок. Если дорожка имеет извилистую форму, то пространство между элементами бордюров нужно заполнить цементным раствором. Если дорожка выполнена из натуральных материалов (например из камня или дерева), то ее вполне можно обрамить бордюром из подтоварника. Подтоварником называются бревна диаметром 8-11 см, которые распилены на чурки длиной 40-50 см. Срезы у подтоварника делаются косыми, что значительно усиливает декоративный эффект. Косые срезы на установленных вертикально чурках служат также для улучшения водостока: вода не скапливается на поверхности отдельных элементов бордюра, а стекает вниз. При желании бордюру из подтоварника можно придать еще более привлекательный вид, если украсить верх каждой чурки резьбой или выполнить их в виде забавных фигурок.
При устройстве бордюра из подтоварника (рис. 37) вы можете дать волю вашей фантазии. Можно, например, верхний срез чурок сделать не косым, а прямым, но зато скруглить все острые грани. Чтобы бордюр служил долго, перед началом укладки древесину следует пропитать антисептическим раствором. Это поможет предохранить дерево от гниения и уничтожения насекомыми. Вы можете использовать для этой цели растворы купороса, цинка, фтористого натрия, магния. Древесину обрабатывайте раствором при помощи кисточки или садового распылителя. Для обработки 1 м2 древесины используется 1 л антисептика. Оригинально выглядит травянистая дорожка, обрамленная бордюром из подтоварника. Однако при устройстве такого бордюра примите во внимание, что дорожка будет постоянно поливаться, а значит, дерево нуждается в основательной защите. Для этого можно воспользоваться масляными антисептиками: каменноугольным креозотовым маслом, торфяным креозотом, каменноугольной смолой, сланцевым маслом, древесным креозотом. Чтобы обработать древесину, масляный антисептик налейте в емкость с широким горлом, нагрейте его до температуры 70-80 °С, погрузите в раствор деревянные детали и оставьте на 15-20 минут. Можно также дополнительно обработать древесину обжигом на слабом огне (обжигать нужно только те части чурок, которые будут погружены в землю) и покрыть слоем смолы или дегтя. Вместо обжига можно воспользоваться изоляционным материалом: толем, полиэтиленовой пленкой, рубероидом. После антисептической обработки ту часть чурок, которая будет находиться в земле, оберните несколькими слоями изоляционного материала и только потом приступайте к укладке бордюра. Устанавливать бордюр нужно одновременно с подготовкой основания. Располагайте чурки вплотную друг к другу так, чтобы их срез был направлен всегда в одну и ту же сторону. Чурки должны возвышаться над поверхностью дорожки на высоту примерно 10 см. Чтобы чурки не расшатывались, слои песка и щебня, в которые они погружены, нужно плотно утрамбовывать. Если дорожка вымощена природным камнем, то она непременно нуждается в обрамлении «бордюра из плоского природного камня». Такие бордюры отличаются экономичностью и легкостью устройства. Для бордюра подберите камни примерно одного размера. Их нужно погружать в грунт на одинаковую глубину еще при устройстве основания. Если вы хотите изготовить бордюр из природных камней, небольших по величине, то укладывайте камни на подготовленное основание на бетон или раствор. Чтобы придать большую декоративность бордюру, для его сооружения можно использовать камни разной величины. В этом случае высота бордюра будет различной на разных участках. Такая конструкция не отличается прочностью, и, чтобы камни не сдвигались с места, укладывайте их на бетон, причем слой бетона под меньшими по размеру камнями должен быть толще, чем под большими валунами. Бордюры можно выполнять и из специального бордюрного камня. В этом случае элементы бордюра следует устанавливать на подготовленное основание из песка и щебня высотой 15-20 см. Укрепить дорожку и одновременно придать ей более привлекательный вид можно с помощью «бордюра из монолитного бетона». Такие ограждения могут не только быть прямыми, но и иметь сложную криволинейную форму. Чтобы изготовить такой бордюр, на подготовленном основании соорудите опалубку из досок (рис. 38). Доски должны возвышаться над поверхностью земли на 10-12 см.
Бордюр в этом случае изготавливается еще до начала мощения дорожки. Опалубку заполните готовой бетонной смесью до самого верха, выровняйте поверхность бетона кельмой, накройте влажной ветошью и оставьте на несколько суток. Время от времени тряпки, покрывающие бетон, нужно смачивать. Когда бетон достаточно схватится, уберите распорки опалубки и осторожно извлеките доски. Со стороны газона засыпьте образовавшиеся щели грунтом и тщательно уплотните его. Грунт насыпайте несколько большим слоем, он должен быть немного выше уровня почвы. Со временем грунт осядет и слежится. Только после этого приступайте к укладке бетона на дорожке. Для изготовления бордюра можно также использовать готовые бетонные блоки, уложенные на ребро. Такие блоки, однако, очень громоздки, а потому их рекомендуется использовать только для ограждения больших площадок или для широких подъездных путей для автотранспорта. --- Ссылки по теме, читайте также:
© 2000 - 2008 Oleg V. Mukhin.Ru™ |