Стекло и зеркала в интерьере | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Декоративные зеркала(Влияние стиля на декоративные элементы интерьера) Зеркала используют не только в утилитарных целях, это еще и предметы интерьера, которые помогают украсить помещение, придать ему торжественный вид, разнообразить обстановку комнаты и увеличить ее размеры. Зеркала изготавливают путем нанесения на прозрачное стекло металлической пленки. Обычно в этих целях используют хром, алюминий, серебро и золото. Другие металлы применяют редко — как правило, для изготовления промышленных зеркал. Пленку наносят двумя способами: распылением (расплавленный металл набрызгивают на поверхность стекла под большим давлением) и с помощью химической реакции (из растворов солей металлов). Последний метод изготовления зеркал самый простой и распространенный. Бытовые зеркала отражают 80 — 95 % света. Рамы для зеркалСделать зеркало элементом декора можно при помощи рамы. В зависимости от стиля, в котором оформлена комната, это могут быть большая кованая (или имитирующая ковку) оправа или тонкий обруч простой геометрии. Роль оправы может выполнять и гравировка по краю зеркального полотна. По пескоструйной технологии может быть проведена матировка периметра зеркала. Того же эффекта достигают при помощи специальных красок. Кроме того, красящие составы могут создавать поверхности, имитирующие гранит. Такое сочетание камня и зеркала выглядит в высшей степени необычно и красиво. Эффект звездного неба или металлической структуры получают также путем нанесения особых красящих составов. Оригинально смотрятся зеркала, укрепленные на металлическом или деревянном щите. Его размер и форма могут быть различными. Подобная конструкция выполняет в большей степени декоративную, чем утилитарную роль. Как уже упоминалось в предыдущей главе (Функциональные зеркала. Виды зеркал), форма рамы и полотна меняется в зависимости от стиля. Для классицистических интерьеров подходят зеркала прямоугольной формы в тонкой золоченой оправе с античным орнаментом. Для стиля ампир с его стремлением к подчеркиванию военной мощи подходят зеркала, драпированные старинными позолоченными знаменами (чаще всего используют копии французских, немецких и русских знамен) либо украшенные бронзовыми кистями и резным или кованым орлом. Нередко на оправах в этом стиле делают орнамент из переплетающихся лавровых венков или арок; довольно актуальны древнеегипетские мотивы. Цвет багетов — исключительно бронза и золото. Барокко предполагает овальную форму зеркал с массивной лепной рамой (в орнаменте должны присутствовать небольшие детали вычурной формы), покрытой позолотой (допустимы также серебряные и бронзовые оправы). Рококо привнес криволинейность форм зеркал и своеобразие обрамляющих их рам: узорная резьба (чаще всего цветочная гирлянда), позолота. Еще одна особенность стиля рококо - напольные зеркала с массивными резными или литыми (бронзовыми) ножками в виде львиных лап. Если вы хотите оформить интерьер в этом стиле, то обязательным условием должно стать наличие большого количества зеркал. Модерн отказался от массивных лепных рам. Им на смену пришли резные деревянные оправы, узор которых имеет меньшее значение, чем рисунок фактуры дерева. Чаще всего рамы просто покрывают бесцветным лаком, дерево используют преимущественно темных тонов. Узор причудливый и символичный: стилизованные ирисы, морские растения и животные, волны. Для модерна характерны мягкие линии не только в украшении рам, но и в формах самого зеркального полотна. Черная кованая рама на фоне бледно-терракотовой стены будет смотреться очень современно и вместе с тем утонченно. Цвета блеклые, в украшении используется патина. Для стиля арт-деко характерны обтекаемые линии рисунка, сочетающиеся с закругленными углами и вогнутой формой рамы. Выбирайте оправы золотого, серебряного, черного или белого цветов (в двух последних случаях простота тона сочетается с изяществом и сложностью рисунка). Для этнического стиля характерны зеркальные оправы с национальными орнаментами, выполненные из традиционных материалов (например, для восточного стиля - бамбук). Цвета преимущественно натуральные, но могут быть использованы и состаренная позолота или серебрение. Для стиля «контемпорари» (современный) характерно многообразие форм: от классического вогнутого багета до оригинальной ступенчатой оправы. Окраска также может быть любой. Для стиля кантри характерны грубоватые формы. В него вполне вписывается неокрашенная рама. Если вы все-таки хотите использовать цветную оправу, то выбирайте желтые, коричневатые, светло-зеленые и вишневые багеты. Создать декоративную рамку можно и самостоятельно. Для этого вам понадобится зеркало произвольной формы: круглое, квадратное, прямоугольное. Если вы хотите, чтобы изделие выглядело еще более оригинально, вырежьте из полотна треугольник или ромб. Для основы потребуется широкая доска (для маленького зеркала) или лист ДВП (для большого настенного полотна). Кроме того, необходимы лобзик или ножовка по дереву, клей, грунтовка по дереву, краски для холодной керамики, кисти для росписи, керамическая мозаика, ракушки, осколки цветного стекла. Можно использовать краски с эффектом серебрения или золочения, составы, имитирующие гранит, натуральный камень или мрамор.
На листе бумаги выполняют рисунок будущей рамы. Его переносят на дерево и вырезают. Заготовку покрывают грунтовкой для дерева и оставляют до полного высыхания. Затем на форму наносят фоновую краску. После того как будущая рамка высохнет, в центр ее помещают зеркало и выкладывают рисунок. В качестве декоративных элементов можно использовать искусственные перья и кусочки меха. Если вы решили использовать керамическую мозаику, то лучше всего сочетать белые элементы с черными или темно-синими. Белую мозаику и ракушки можно раскрасить с помощью специальных красок. Наносить их следует аккуратно, так как состав моментально расплывается. В результате смешения красок может получиться серая масса, не имеющая никакого декоративного значения. Расписывайте мозаику на отдельном листе бумаги. После полного высыхания красок мозаику и зеркало наклеивают на рамку и придавливают тяжелым предметом. Когда клей высохнет, к обратной стороне рамы прикрепляют петли, на которые и вешают зеркало. Декоративную раму можно создать и еще одним способом. Для этого вам понадобятся: зеркальное полотно в тонкой раме, более широкая деревянная оправа, акриловые краски, ткань двух видов, 2—3 гардинные кисти (шелковые, льняные, из перьев - в зависимости от выбранной ткани), краски с эффектом золота, серебра, бронзы или платины, тонкие и плоские колонковые кисти, мебельный степлер, острый нож для вырезания трафарета (можно использовать и скальпель). Сначала с помощью карандаша и линейки расчертите ту часть широкой рамы, где вы решили сделать геометрический рисунок (желательно в нижней части оправы, ближе к углу). Лучше всего выбирать простые формы: сетка из прямоугольников, ромбов, квадратов. По контуру проведите краской тонкие линии. Цвет может быть любым, но желательно темных тонов: черный, темно-серый, синий, зеленый, красно-коричневый. Затем на бумаге изобразите понравившийся вам рисунок. Для прихожей подойдет изображение зонтика, плаща, мотыльков, ромашек, солнышка. Для детской выберите изображение персонажа какого-либо мультфильма. В гостиной можно остановиться на изысканном букете цветов, вазе, статуэтке. Для кухни хорош натюрморт. Берите изображения с минимальным количеством деталей, рисунок должен быть легко узнаваем. Определившись с рисунком, вырежьте трафарет с помощью ножа или скальпеля. Закрасьте черной краской то место на раме, где предположительно будет находиться рисунок, выполненный с помощью трафарета (располагайте его напротив геометрического узора по зеркальному принципу: если сетка в правом нижнем углу, то трафаретный рисунок — в левом верхнем). Окрашивайте раму аккуратно. Лучше всего взять мягкую плоскую кисть: после нее не останется разводов. Когда краска высохнет, нанесите по трафарету контур рисунка. Делать это лучше с помощью простого карандаша. Затем обведите контур краской. Для этого используйте тонкую колонковую кисть. Смешайте белую акриловую краску с серебряным и золотым пигментами, чтобы получить эффект платины. Лучше всего смешивать краски в белой одноразовой тарелке. Если проводить работу на листе бумаги, то в краску могут попасть ее катышки. Можно и не смешивать цвета: бронзовые или золотые рисунки на раме украсят ваше зеркало ничуть не хуже, чем платиновые. Для детской комнаты выбирайте естественные, неяркие краски. Излишняя роскошь и пестрота здесь ни к чему. Оставшуюся часть рамы можно окрасить белилами, желтой, голубой, светло-зеленой краской. При желании на этом фоне можно сделать надпись, содержание которой может быть самым разнообразным. Буквы чертите черной краской, уперев локоть в отрезок доски или специальное устройство — муштабель. Так рука будет меньше дрожать, буквы выйдут ровнее и четче. После завершения покрасочных работ декорируйте раму отрезами ткани. Они должны быть в одной цветовой гамме, но рисунок и фактура могут различаться. Ткань закрепите с помощью мебельного степлера. С обратной стороны рамы закрепите зеркало. Последний штрих в отделке — украшение зеркала гардинными кистями. Такой предмет интерьера выполняет в большей степени декоративную функцию, поэтому размещать его необходимо в самом заметном месте. На декоративном зеркале можно сделать основной акцент. Раму можно сделать и из растительных материалов, например из стеблей и листьев камыша, тонких стволов бамбука. Если вы используете высушенный камыш, то аккуратно разрежьте стебель вдоль и наклейте на плоскую деревянную раму. Декорировать ее можно листьями клена, высушенными цветами (как плоскими, так и объемными), колосьями злаковых растений (рожь, пшеница, ковыль). Бамбук не стоит декорировать: его фактура очень выразительна, лишние детали перегрузят раму. Сверху декор покройте слоем прозрачного лака: это защитит высушенные растения от осыпания и пыли, придаст поверхности красивый глянец и облегчит очистку рамы от загрязнений. Оригинально смотрится рамка для небольшого зеркальца, сшитая из материи. Для этого можно использовать обрезки ткани: чем больше расцветок, тем интереснее получится композиция. Круглую рамку можно выполнить по двум техникам: из нескольких маленьких подушек, набитых ватой, или из цельного мягкого круга. В последнем случае обрезки ткани сшивают вместе. Из получившегося лоскутного отреза выкраивают два круга нужного размера с учетом припусков на швы. Наложите их один на другой изнаночной стороной внутрь. В центре разместите зеркало и обведите его по контуру (оно не обязательно должно быть круглым). Затем сшейте ткань по намеченной линии. Соедините края, оставив незашитым участок, через который вы набьете кольцо синтепоном или ватой. После того как рамка будет готова, украсьте ее декоративными пуговицами или бусинами, обшейте по краю декоративной тесьмой и пришейте петельку из того же материала, чтобы можно было повесить зеркало на стену. В последнюю очередь приклейте зеркальце по центру рамки. Укрепить полотно можно и с помощью отрезков тесьмы, которой вы обшивали края. В этом случае зеркало вставляют в рамку, а его утолки подсовывают под нашитые по диагонали ленточки. Если вы решили собственноручно изготовить классическую деревянную раму для зеркала, то для этого вам понадобятся следующие инструменты:
Тщательно выбирайте материал: некачественный материал даже при самой совершенной обработке будет менее декоративен и недолго вам прослужит. Багет или наличник должны быть ровными, без крупных сучков. Дерево должно быть хорошо высушено. Если вы не предполагаете покрывать раму краской, а решили ограничиться только лаком, то выбирайте багет с красивой текстурой: сосну (с различающимися по цвету длинными и ровными волокнами), лиственницу (с волокнами, скрученными наподобие спирали) или дуб (с извилистыми и различающимися по ширине волокнами). Используйте багет или наличник с вогнутым профилем. Такая форма оправы подчеркивает глубину отражения и одновременно служит разделительным порталом между иллюзорным и реальным пространством. На внешнем крае багета можно расположить крупные резные или лепные детали (листья, цветы, грозди), на внешнем лучше всего размещать мелкие (косички). Такое оформление еще больше подчеркнет глубину зеркала. Если же оформить полотно выпуклым багетом, то это создаст иллюзию выталкивания, вынося отражаемое пространство на зрителя. В отличие от картинной рамы зеркальная должна быть более монументальной. Это — основной декоративный элемент. Узор оправы должен быть узнаваем с некоторого расстояния. Наличник не очень подходит для создания рамы, но, произведя некоторые доработки, его вполне можно превратить в неплохой багет. Для этого с обратной стороны материала широкой стороной приклеивают деревянную рейку, с помощью которой создают внутренний паз. Ширина планки должна быть равна толщине зеркала, а толщина — на 15 — 18 мм меньше его ширины. Детали стягивают струбцинами и удаляют излишки клея. Для ускорения процесса изготовления багета можно, не дожидаясь высыхания клея, скрепить планку и наличник небольшими гвоздиками. Будьте внимательны при перенесении размеров зеркала на наличник или багет. Начинайте разметку с вершины прямого угла рамы, который будут составлять две детали. Их углы запиливают под наклоном 45°. При разметке рамы оставьте немного места для того, чтобы зеркало могло свободно войти в оправу. В противном случае, приложив чрезмерное усилие при помещении полотна в раму, вы можете разбить зеркало. Запиливание углов под наклоном 45° производят с помощью стусла. Этот инструмент позволяет производить правильный запил концов реек, составляющих раму. Стусло можно купить (но его стоимость довольно высока) или сделать самому. Для этого вам понадобятся строганые рейки толщиной 30 — 40 мм. Внутренние параметры инструмента зависят исключителъно от размеров будущего багета, но помните, что высота стусла должна быть больше толщины рамы на 10—15 мм. Все детали инструмента необходимо склеить, а затем места крепления усиливают гвоздями. Разметку для пропилов нанесите по квадрату. Внешние плоскости стусла служат двумя его сторонами. Соедините углы квадрата диагоналями. Затем с помощью столярного уголка проведите вертикальные линии по внешней стороне инструмента. После этого ножовкой сделайте диагональный пропил точно по нанесенным линиям. После того как стусло будет готово, можно приступать непосредственно к распиливанию рамы. Для этого прижмите багет или наличник к одной из стенок инструмента, затем вставьте пилу в пропил стусла. Осторожно отпилите угол детали под нужным наклоном. Сопрягаемую часть рамы распиливайте зеркально по отношению к предыдущей. Чтобы углы деталей сходились точно под наклоном 90°, необходимо выровнять сопрягающиеся поверхности. Для этого закрепите планки в струбцине, с помощью угольника отмерьте правильный угол и ножовкой выровняйте соединение. После того как все детали сделаны, приступайте к склеиванию рамы. Для этого смажьте клеем торцы сопрягаемых углов. Затем соберите рамку. Проводите все работы на ровной поверхности. Стяните багет веревкой по периметру. С помощью брусков натягивайте веревку от середины к углам. Не перестарайтесь: слишком сильное натяжение приведет к перекосу оправы. Придавите рейки к поверхности, на которой вы производите сборку. Это предотвратит перекос рамы в процессе высыхания. После высыхания оправы с помощью рубанка удалите все неровности поверхности, зашлифуйте ее шкуркой и укрепите углы. Для этого выпилите из дерева фигурные шпонки (так называемые «бабочки»). Наложите их по углам на внутренней стороне рамы и обведите по контуру простым карандашом. Выберите пазы, глубина и форма которых соответствуют параметрам «бабочек». Затем наклейте шпонки внутри углублений. Можно дополнительно укрепить соединение с помощью мелких гвоздиков. После того как рама будет готова, при желании вы можете ее украсить. --- Ссылки по теме, читайте также:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |