Стройся!!! Строительство, проекты домов Гараж своими руками. Какой, из чего и как строить   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Смотровые канавы и погреба

Автосервис в наше время приобрел огромный размах, но отношения с ним у различных автовладельцев по всевозможным причинам складываются по-разному. Многие кто предпочитает, а кто вынужден заниматься ремонтом своего автомобиля самостоятельно. И поскольку делать это лучше всего в гараже, смотровая канава в этом случае просто необходима.

Обычно, устраивая смотровую канаву, учитывают такие требования:

  • длина смотровой канавы должна быть несколько больше, чем длина автомобиля - это даст возможность беспрепятственно спускаться в нее, не откатывая при этом автомобиль;
  • ширину канавы выбирают в зависимости от размера колеи автомобиля;
  • глубина должна обеспечивать свободный доступ к узлам автомобиля, расположенным на его днище;
  • при устройстве канавы желательно предусмотреть ниши для хранения инструментов и расходных материалов;
  • в нерабочем положении смотровую канаву необходимо закрывать, для чего она соответствующим образом оборудуется.

Как и любое сооружение, ограждения могут быть выполнены из различных материалов, но конструкция их, подобно фундаментам, сильно зависит от местных грунта и гидрологических условий. В сухом песчаном грунте, например, ограждения из хорошо обработанных антисептиком досок прослужат более чем достаточно. Изготовление необходимых для этого дощатых щитов является частным случаем выполнения деревянных обшивок построек, о чем выше говорилось весьма подробно, а следовательно, здесь повторяться не стоит.

Делают ограждения канавы и из листовой стали разной толщины, в частности с усилением ребрами жесткости. С точки зрения производства сварочных работ такая конструкция сложной никак не является. Но своя специфика есть, да еще какая! Вполне понятно, что канава должна быть сухой, в противном случае в ней не только нельзя будет работать, но и в гараже, чаще всего под автомобилем, образуется стоячее болото, что просто не допустимо. Стало быть, применительно к влагонасыщенным грунтам ограждения должны быть герметичны. Это достижимо не только сваркой, но и с помощью всевозможных герметиков, которых теперь изобилие. В известной степени разрешима и еще одна проблема такой конструкции: борьба с коррозией металла, которая в настоящее время позволяет продлить ресурс сооружения до вполне приемлемой величины. Но что не удалось победить даже на современном уровне развития техники, так это закон Архимеда (помните: «Тело впернутое в воду выпирает на свободу силой выпертой воды телом впернутым туды»). Изустно кочуют разные истории то о всплывшей цистерне под дачным домом, то о гаражной яме, которая тоже подчинилась закону Архимеда.

В любом случае об этом следует помнить, что не так уж и сложно, по меньшей мере, до открытия антигравитации. А что нужно сделать? Ясно, что если конструкция пытается всплыть, то нужно поставить препятствующие этому якоря. Какие и как? Если на уровне пола вдоль стенок канавы горизонтально вбить в грунт металлические пластины или прутки арматурного железа, которые при сборке всей конструкции связать с ней сваркой, якорь будет идеальным. Можно прочно соединить верхние кромки стенок ограждения с конструкциями пола, особенно если он бетонный, можно в основании канавы заложить бетонную пяту, подобную фундаментной и к ней привязать всю конструкцию, можно... в каждых конкретных условиях наверняка еще что-нибудь придумать, важно не забывать все еще действующий закон Архимеда.

Какими еще могут быть стенки смотровой канавы? Ну конечно, кирпичными. Но об этом тоже речь велась. Говорилось и о бетоне. Но в данном случае на нем следует остановиться несколько подробнее, ведь залить бетонной смесью ямку для крепления столба или даже плиту горизонтального основания и вертикальные стенки ограждения канавы - вещи разные.

Что особенно важно? Пол и стены ямы необходимо возводить только из железобетона, а потому понадобятся арматурное железо или арматурная сетка и соответственно инструменты для работы с ними. При самостоятельном приготовлении бетонной смеси потребуется не только цемент и песок, но и гравий.

Строительство смотровой канавы начинают с выкапывания котлована. При этом учитывают размеры будущей канавы, а также толщину ее стенок и пола.

Наиболее часто рекомендуется следующая последовательность работ: сначала бетонируют пол, после схватывания его бетона на нем устанавливают опалубку для заливки стен, заливают стены, после схватывания бетона стен снимают опалубку и производят окончательную обработку полученных поверхностей. Перед бетонированием дно канавы уплотняют, втрамбовывая гравий несколькими слоями. Толщина гравийной подсыпки обычно составляет до 10 см. Затем гравий покрывают песком, слоем 5 см и тоже трамбуют. На грунте повышенной влажности дно канавы предварительно покрывают еще и глиной, которую трамбуют, а уже затем укрывают гравием. Далее обеспечивают гидроизоляцию при помощи полиэтиленовой пленки и бетонируют днище ямы, выходя на нужную отметку.

Для окантовки смотровой канавы, прежде чем приступить к сооружению ее бетонных стенок, необходимо изготовить раму из металлического уголка или швеллера и установить ее внутри опалубки на уровне будущего пола. Раму фиксируют на заливаемых в бетон анкерах.

Арматуру необходимо помещать в середине бетонного слоя (желательно толщиной не менее 10 см). В случае с полом это достигается легко: на первый полуслой бетонной смеси кладется арматура и заливается вторым полуслоем. Для стенок это достижимо в меньшей степени и то с помощью дополнительных ухищрений. При этом главная опасность заключается в образовании пустот - незаполненных бетоном мест, поэтому смесь не должна быть слишком густой, а при заливке ее необходимо уплотнять всеми доступными средствами, например, штыкованием прутком арматурного железа. Арматуру пола необходимо соединить с арматурой стен - до установки опалубки. В процессе заливки стен нет ничего хуже не выдержавшей нагрузки опалубки, в силу чего она должна быть абсолютно надежной - лучше в данном вопросе перестраховаться.

Нетрудно заметить, что описанная выше технология рассчитана на самостоятельное приготовление бетонной смеси, ведь бетон пола канавы должен схватиться до установки опалубки для заливки стен, а значит, нельзя воспользоваться поставками сразу всего необходимого для полного объема работ бетона. Можно только гадать - сколько же продлится процесс такого бетонирования пусть даже с помощью бытовой электрической бетономешалки. А между тем уже давно прогрессивной является именно единовременная заливка бетона, да и с доставкой его в настоящее время проблем нет. Так как же быть? Несколько изменяем технологию: опалубку для заливки стен канавы ставим не на готовый пол, а на подготовленный для его заливки грунт. Располагая общим количеством бетона, производим заливку всей конструкции, начиная с пола смотровой канавы, что технологически удобнее и вдобавок надежнее. При этом в бетоне оказываются какие-то фрагменты нижней части опалубки. После схватывания бетона снимаем опалубку, либо оставляя в бетоне погруженные в него фрагменты опалубки (с частичным ее разрушением), либо извлекая их с минимальным разрушением бетона. В последнем случае на заделку выемок в бетоне потребуется несколько ведер бетонной смеси, которые действительно нетрудно приготовить хоть лопатой.

Единовременная заливка бетона приводит к еще большему выигрышу, что называется по всем статьям, при изготовлении объединенных по ставшей уже классической схеме смотровой канаве и погребе (вход в погреб в дальнем от ворот конце канавы). Понятно, что при этом в погребе должна быть установлена своя опалубка, которая в отличие от опалубки канавы, напоминающей ящик без дна, должна иметь форму будки с плоской крышей. На этой-то крыше и формируется железобетонное перекрытие между объемами погреба и собственно гаража. Заливка бетонной смесью такой объединенной конструкции производится аналогично единовременной заливке смотровой канавы с формированием перекрытия погреба в завершающей стадии заливки. И наконец, самым оптимальным вариантом является, безусловно, единовременная заливка бетонной смесью ограждений и смотровой канавы, и погреба, и пола гаража, если таковой решено делать из бетона.

Цокольный этаж или подвал. Многие застройщики используют пространство под гаражом для оборудования подвала. В этом случае наиболее целесообразно совмещать сооружение несущего фундамента и стен подгаражного помещения. Резонно, чтобы площадь подвала была равна площади подземного сооружения, - это значительно упростит строительные работы.

Часто коробка (стены и пол) подвала выполнена из бетона и служит в качестве несущего фундамента, на который опираются плиты перекрытия и стены гаража. В этом случае основу всей конструкции составляет ленточный фундамент глубокого заложения. Чтобы влага из почвы через фундамент не проникала в верхние слои сооружения, между фундаментом и плитой перекрытия размещают гидроизоляцию из рубероида. При этом выступающие наружу края рубероида загибают вниз, защищая фундамент от дождя, стекающего по стене. Для отвода поверхностных вод от стен гаража и фундамента формируют отмостку, лучше бетонную. Почву под ней нужно не только надежно уплотнить (иначе отмостка просядет), но и дополнительно затрамбовать в нее гравий.

При сооружении цокольных помещений решающее значение имеет гидроизоляция бетонной стенки. Ее желательно сделать двойной. Непосредственно по поверхности бетонной стенки располагают слой гидроизоляционного рулонного материала, каковых в настоящее время много, но, в крайнем случае, можно использовать и полиэтиленовую пленку. Между почвой и гидроизоляцией желателен еще один слой - глиняный замок.

Под нижней (опорной) частью бетонной коробки фундамента кроме гидроизоляции и тонкой песчаной подушки устраивают дренажный слой из щебенки. Песчаную подушку на дренажный слой из щебня укладывают для того, чтобы не нарушить целостность пленки. Для пола, уложенного по жесткому основанию (гравийная утрамбованная засыпка), достаточно слоя бетона толщиной 70-100 мм, лучше с арматурой. Толщина несущих стен помещения обычно составляет 200-250 мм. При их возведении также необходимо использовать арматуру.

Однако подземный этаж гаража можно сооружать не только из бетона. Для кладки стен, соблюдая все методы обеспечения гидроизоляции, можно использовать и кирпич, и природный камень, и бетонные блоки. Строительство фундамента (цокольного этажа) начинают с котлована. После этого дно ямы уплотняют, втрамбовывая в почву гравий, затем опять засыпают слоем гравия, снова утрамбовывают, после чего засыпают слоем песка. Толщина слоя гравия обычно составляет 10-15 см, но при грунте повышенной влажности эту толщину увеличивают до 20 см. Песчаную подушку насыпают тонким слоем до 5 см, так как ее основное назначение - прикрыть острые выступы гравия, чтобы предотвратить прокол гидроизоляции.

Далее подготавливают стены подвала. Прежде всего необходимо выровнять стенки котлована и покрыть их слоем глины, то есть сделать глиняный замок. Следует обратить внимание, что для этой цели подойдет не всякая глина. Лучшей считается жирная глина с содержанием песка по объему не более 10-15 %. Чем выше жирность глины, то есть, чем меньше в ней песка, тем лучше. Для повышения пластичности глины, предназначенной для глиняного замка, ее замачивают и выдерживают в воде несколько дней. Улучшают качество глины и вымораживанием, оставляя заготовленную с осени глину зимовать на открытом месте. Повышают пластичность глины добавлением в нее извести или известкового теста (до 20% по объему). Формируя водонепроницаемую стенку (замок), глину укладывают отдельными комками размером с крупное яблоко, разравнивая их на поверхности стен котлована. Толщина глиняной стенки зависит от сыпучести почвы и составляет от 5 до 10 см (на песчаных почвах эта толщина достигает 15 см).

Некоторые сложности при устройстве глиняного замка возникают на грунтах с большой сыпучестью. В этом случае образовать прочную вертикальную стенку из глины очень трудно, поэтому приходится использовать армирующую строительную сетку.

Подготовленную глиняную поверхность сразу же накрывают полиэтиленовой пленкой, которую расстилают через весь котлован или укладывают отдельными кусками. Главное, чтобы полотнища пленки располагались внахлест и ширина этого нахлеста была не меньше 20-25 см. На практике часто используют парниковую пленку и укладывают ее в два слоя с нахлестом, равным половине ширины полотнища. Затем бетонируют днище подвала и свежеуложенный бетон покрывают пленкой, а через двое-трое суток можно приступить к установке внутренней опалубки. Бетонирование стен следует вести без перерыва, применяя для уплотнения бетонного раствора вибратор. Если нет специального строительного вибратора, резонно использовать электродрель с перфоратором, укрепив в ее патроне металлический пруток. При помощи такого приспособления можно уплотнять бетонную массу толщиной до полуметра. При отсутствии заводских плит потолочное перекрытие изготавливают из железобетона. Для этого из арматурного металла сваривают каркас, предусмотрев в нем входные люки.

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект F-144-1K