Архитектуры вне заказа практически не существует. Желание клиента получить здание определенной функции и заданных параметров дает архитектору посыл для развития творческой мысли. И, как правило, чем сложнее натура клиента, тем интереснее получается продукт. При условии, что его производит опытный архитектор с хорошим профессиональным вкусом. С таким мастером сегодня мы обсуждаем вопросы индивидуального и типового проектирования. Наш собеседник Алексей Никандров, главный архитектор проектов проектного бюро "А.Лен".
Алексей, что отличает дом спроектированный индивидуально от так называемого типового?
Индивидуальный дом проектируется строго исходя из особенностей места, где его (этот дом) поставят. Любой заказчик ставит задачу: благоустроить имеющийся участок земли и сопровождает его стандартными комментариями. Зачастую он не видит то, что вижу я, как профессионал. Потому-то, прежде чем приступать к проекту, я считаю, что обязательно нужно побывать на месте будущего строительства, чтобы самостоятельно изучить ситуацию и вычленить то, что и сделает проект индивидуальным. Под ситуацией я понимаю рельеф участка, его расположение относительно сторон света, близость водоемов, оживленных трасс и прочие индивидуальные особенности территории. Все эти особенности будут основой проекта. Таков мой алгоритм работы. Отсюда и тот принцип проектирования, которым я руководствуюсь: максимально раскрыть дом на ситуацию, отводя стилистике лишь вспомогательную роль. Гораздо важнее композиционное решение и сюжетно-планировочная линия. Расположение основной зоны отдыха, спален и иных функциональных помещений в домах, спроектированных мною, всегда выбрано так, чтобы выигрышные виды из окон были наиболее удачно использованы. Если есть гостиная со вторым светом, я ее размещу в таком месте, где из нее будут самые красивые виды. Если я делаю балконы и террасы, то они однозначно будут обращены на юг с учетом ситуации в целом. В итоге дом будет увязан в целом с ситуацией, рельефом и видовыми картинками.
Что касается «типового» проектирования, надо сказать, что все те проекты, которые мы сегодня тиражируем, называя типовыми, создавались изначально для конкретного заказчика по тем же принципам, о которых я говорил выше. Другое дело, что у большинства заказчиков абсолютно стандартные требования к дому, к его положению относительно солнечного света, к размещению функциональных зон и к стилистике тоже. Я за всю свою десятилетнюю практику еще не встречал заказчика, который бы сказал, к примеру, что у него аллергия на солнце, а потому естественного света в дом должно проникать минимальное количество. Я думаю, что наши заказчики, предъявляя требования к дому, в какой-то мере сдерживают свою индивидуальность, ограничиваясь стандартными условиями. Они прекрасно понимают, что ситуация может измениться и дом, возможно, придется продать. Дом без оригинальных особенностей продать намного легче. А то, что я и мои коллеги создаем продаваемые объекты, привлекающие массовый интерес, об этом свидетельствует активный спрос на наши тиражируемые проекты.
А часто ли бывает, что клиент приходит со свой идеей фикс и говорит: хочу, чтобы было именно так и не иначе?
Работа над проектом — это своего рода соавторство архитектора с заказчиком. И здорово, когда клиент, увлеченный своими идеями и желаниями, способен идти чуть-чуть впереди архитектора, увлекая его за собой в мир своей индивидуальности. Хотя есть и обратная форма взаимодействия, когда ведет архитектор, понимающий, что его клиент сам не знает, чего хочет. Это своего рода терапия. Мне несколько раз везло на «идейных» клиентов. Вот, к примеру, этого, хорошо известного проекта K-220-1P. Заказчик, для которого он создавался, четко знал, что хочет получить модерн и в башне на втором этаже обязательно должна быть круглая ванная. Первая реакция - ты пытаешься адаптироваться к подобным пожеланиям, потому что в башне проще поместить спальню или иное насыщенное по функции помещение. Так и получилось, когда проект стал типовым, все в этой башне делали спальню. Но у клиента были такие пожелания, вполне нормальные, вполне естественные. Почему не сделать так, как он хочет? К тому же дом проектировался на одного человека, не семейного, который занимает целый этаж, поэтому вход в ванную стал возможен через спальню.
В архитектурных журналах часто показывают дома с большими стеклянными поверхностями. Вам что-либо подобное заказывали?
Есть определенная ментальность у человека, и то, что можно где-то в Америке на безумных гектарах, делающих дом недоступным для посторонних взглядов, для нашего человека будет средой не комфортной. Для нашей философии характерно ощущение защищенности. Если ты делаешь стеклянную стенку, будь добр, обеспечь некий экран, который не нарушит архитектурного образа Но эта стена все-таки прервет панораму, а у человека будет ощущение защищенности. Так случилось с объектом для клиента из Самары. Вы, наверное, заметили, я намеренно избегаю стилистической привязки в проектировании? Собственного стиля у меня нет. Я уверен, что любой хорошо сколоченный с точки зрения композиции проект можно одеть в детали какого угодно стиля. Можете ли Вы представить модерновый дом в конструктивистском решении? А я поставил перед собой задачу сделать его вариант с плоской кровлей. Дом очень сильно изменится внешне. Но основа все равное останется прежней. Вот такие эксперименты меня увлекают.
Журнал "Коттедж Коллекция", Ольга Воронина
---
Ссылки по теме, читайте также:
Выбор формы дома
Обычно индивидуальные дома проектируют вместе с террасой.
Инженерно-геологические изыскания.
...к строительству || О проектах индивидуальных жилых домов || Инженерно-геологические изыскания || Строительство с учетом … построек на участке || Стоимость проектных работ || Расчет реальной стоимости строительных работ || Структура затрат на...