Загородный/собственный дом. Квартира. Статья 15. | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Проектирование комфорта.Соображения комфорта - первое, из чего исходит архитектор. Так же как в философии за словом "любовь" стоит ряд совершенно точных определений, в мире архитектуры расплывчатое понятие "комфорт" превращается в четкие технологии создания интерьеров коттеджа. Потребности и требования Фасад своего коттеджа заказчик чаще всего выбирает из того, что ему может предложить современная архитектура. Он понимает, что "внешность" здания, независимо от стиля и архитектурных особенностей, должна иметь образ, идею, которую может создать только профессионал. Но когда речь идет о внутренней планировке и использовании тех или иных архитектурных решений для создания интерьера, заказчик бывает не согласен с архитектором, считая, что он знает лучше, как именно должно быть устроено его жилище. Что ему интуитивно известны верные решения. Каждый человек хочет жить в удобном доме, где жизненное пространство идеально соответствует образу жизни его семьи. Каждой семье во всем мире необходим примерно один и тот же "набор" помещений. Социальные и климатические условия нашей страны говорят о том, что ряд особенностей внутренней архитектуры дома также объективно необходим для большинства жителей России. Это основа, на которой создается технология организации комфортабельного жилого пространства. И уже в этих рамках учитываются индивидуальные потребности будущего хозяина. Так рассматривает интерьер коттеджа архитектор, который изучал архитектуру и применяет свои знания на протяжении многих лет. Он работает на основе технологий, которые складывались не одно десятилетие. Их правильность обусловлена тем, что согласно этим технологиям построено множество интерьеров, в которых люди с удовольствием живут. Но иногда приходящий заказчик хочет разработать пространство дома, в котором предполагаются революционные изменения. Они выходят за рамки индивидуальных потребностей человека, противореча самой технологии, обеспечивающей комфортное проживание. С точки зрения заказчика это требования его характера и его эстетики; с точки зрения архитектора - интерьер, в котором "запрограммированы" ошибки, очевидные для него с самого начала. Большинство людей, которые решили, что здание непременно будет таким, как они хотят, и не прислушались к советам специалиста, позже начинают понимать, что построили "неудобный" дом. Через некоторое время они станут недовольными клиентами, чьи потребности не удовлетворены. Таким образом, реальные потребности человека иногда не совпадают с его требованиями. А заказчики обычно не любят сталкиваться с этими несовпадениями. Внутренний мир коттеджа Современные технологии проектирования интерьеров коттеджей не претендуют на абсолютную полноту и идеальную завершенность. Но практика показывает, что семьи, не имеющие опыта проживания в собственном доме, в большинстве случаев сталкиваются с одними и теми же проблемами. Их перечень можно назвать типовым. Важнейшим условием комфортного проживания является правильное расположение помещений внутри коттеджа. Существует принципиальная схема планировки, которая предполагает, в какие помещения человек попадает в первую очередь и какие из них доступны во вторую, как создать планировку, при которой гостям не нужно покидать гостевую зону коттеджа для того, чтобы отдохнуть или принять душ, как учесть наличие пристроек и сооружений рядом с коттеджем. Городской житель только потом, в процессе эксплуатации дома, приходит к выводу, что комфортное расположение помещений в квартире и коттедже имеет существенные отличия. Специфика развития нашей страны породила еще один фактор - российскую ментальность. Человек способен нарисовать в воображении свое жилье только в рамках собственного опыта. В нашей постсоветской державе наиболее частый образ комфортного жилья - много просторных комнат с богатой отделкой. Никаких разумных требований к планировке помещений и их расположению относительно друг друга у современного россиянина чаще всего нет. Именно поэтому еще до начала проектирования архитектор должен проявить искусство психолога и выяснить для себя образ коттеджа, с которым пришел заказчик. И эта кропотливая работа, требующая опыта, знаний и чувства такта - исходная информация для того, чтобы приступить к "реконструкции" образа в воображении заказчика. Лишь затем проектировщик "вживляет" современные архитектурные решения в этот образ, предлагает заказчику развивать интерьер согласно современным требованиям архитектуры. Это длительный процесс, скорость и результативность которого зависят от желания заказчика работать вместе с архитектором. Только тогда возможен творческий подход к созданию интерьера, в котором учтены характер, склонности заказчика и современные архитектурные решения, которые наилучшим образом обеспечат его комфорт. Существует также несколько дополнительных факторов, которые существенно влияют на комфортные условия проживания.
Основываясь на этих факторах, человек может поставить определенное условие. Например, использовать в комнате любой материал для пола, но только не паркет. В процессе диалога выясняется, что он против использования паркета только по одной причине - пол будет скрипеть, хотя у современного паркета такого недостатка нет.
Клиенты бывают разные Архитектор заинтересован в создании проекта дома, в котором удобно и приятно жить. Ему выгодно создавать проект, который сможет представить его профессиональные умения новым заказчикам. Мнение людей, которые прожили в коттедже несколько лет и считают, что жилое пространство логично и продумано, становится рекламой профессиональных навыков и умения понимать человеческие потребности. Поэтому проектные бюро стараются найти клиентов, которые понимают особенности работы архитектора или готовы работать над грамотным оформлением своих потребностей и желаний в интерьере собственного дома. Среди потенциальных клиентов иногда попадаются "пустышки" - люди, которые приходят заказать проект, долго выбирают, требуют сделать в проекте одни изменения, потом другие, а затем вовсе от него отказываются. Работа с другими клиентами требует очень много времени, которого в данный момент у архитектора может просто не быть. Для того, чтобы повысить эффективность собственной работы и не тратить время впустую, специалисты пытаются сразу распознать, к какой группе относится заказчик согласно этой "типологии". Приведенная ниже классификация помогает находить перспективных клиентов и с максимальной отдачей работать именно для них. Первая группа состоит из заказчиков, которые не имеют представления о технологиях создания комфортного жилища и не собираются их учитывать в процессе работы над проектом. По каким-то соображениям, такой заказчик желает воплотить в интерьере своего дома несколько идей, которые кажутся ему определяющими комфортного жилья. Он не хочет слушать мнение архитекторов и рассчитывает получить свои идеи, оформленные в проекте, независимо от их качества. То есть он не заинтересован в рассмотрении своих идей с точки зрения технологий комфорта. Интерьер коттеджа, созданный таким образом, породит лишь недовольного заказчика. В этой ситуации желание архитектора избежать работы с таким человеком естественно. К наиболее многочисленной второй группе заказчиков относятся те, кто не знаком с технологиями и задачами проектирования, но имеет желание учесть предложения и идеи проектировщика. С ними архитектор работает как психолог и художник, чтобы создать грамотный проект комфортного жилища. Он занимается "конструированием" образа комфортного жилья, которое существует в сознании заказчика, а потом переводит его потребности на язык архитектуры с учетом индивидуальных пожеланий. Третью группу составляют "цивилизованные" заказчики. Они с самого начала могут и готовы составить творческий тандем с профессионалом, который разработает интерьер коттеджа, опираясь на современные технологии, и с учетом пожеланий и образа жизни заказчика. "Идеальные заказчики" встречаются крайне редко, но это всегда самые желанные клиенты. Самая немногочисленная четвертая группа состоит из заказчиков, требования которых выходят за рамки возможностей проектировщика. Такие люди приходят, например, с желанием стать обладателем проекта, который войдет в историю архитектуры или с другими требованиями подобного рода. Они готовы за это платить, но выполнение поставленной задачи не может быть гарантировано, или в принципе невозможно. Клиент прав не всегда Знаменитый Ле Корбюзье говорил, что дом - это машина для проживания. И архитектор вооружен технологиями и опытом для создания таких машин. Большинство водителей согласно, что специалисты лучше знают, как должен быть спроектирован и изготовлен автомобиль. Только самые нелепые кинозрители могут сказать режиссеру, что он "неправильно снял фильм". Однако все меняется, когда речь заходит о работе архитектора над созданием интерьера дома. Россияне часто считают, что им хорошо известны рецепты идеального жилища. Каждый человек имеет образ своего дома, какие-то дизайнерские решения и особенности планировки, которые, может быть, вообще не могут быть совмещены в одном доме. Житель современной России безропотно доверит хирургу свой организм, "чтобы он сделал все как нужно", но опасается доверить проектирование своего жилища архитектору. В качестве факторов, которые затрудняют работу над созданием грамотного проекта интерьера, можно назвать ряд заблуждений, которые устраняются кропотливой работой с заказчиком, часто методом проб и ошибок с серьезными потерями времени и сил:
Если человек настаивает на соблюдении нескольких невыполнимых правил, он автоматически превращается в заказчика первого типа. А это значит, что проект интерьера либо так и не будет доведен до конца, либо человек получит интерьер, не отвечающий требованиям комфортного жилья. В любом случае, он превратится в недовольного заказчика. Наиболее продуктивная технология создания качественного жилища за городом - по мере работы с архитектором над проектированием интерьера собственного дома приближаться к образу идеального, "цивилизованного" заказчика, ради которого архитектор с большим удовольствием приложит весь свой профессионализм и творческие способности. Журнал "Коттедж Коллекция" --- Ссылки по теме, читайте также:
© 2000 - 2002 Oleg V. Mukhin.Ru™ |