Компания. Статья 6. | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Coca-Cola. Вопрос не в молодости, вопрос в энергичности.Одной из крупнейших транснациональных корпораций, работающих в России, является компания Coca-Cola, вложившая в Российский рынок более 700 миллионов долларов. Компания построила в России 12 заводов, на которых трудится более семи тысяч человек. Плюс, по оценкам экспертов, каждое рабочее место в системе таких компаний создает дополнительно десять рабочих мест в смежных отраслях национальной экономики. Майкл Дж. Харфорд, генеральный директор "Кока-Кола Санкт-Петербург Ботлерс", рассказывает о своей работе в России. Умберто Эко, авторитетный итальянский историк-медиевист, писатель и философ, предсказывал наступление в конце двадцатого века эпохи "неофеодализма", где в роли феодальных княжеств будут выступать крупные транснациональные корпорации (ТНК), со своими внутренними законами, службами безопасности, кодексами поведения, гербами-брендами. Предсказания итальянца почти сбылись. ТНК способны принимать решения, которые прямо или косвенно могут коснуться тысяч людей, наняв или лишив их работы, развивая или уничтожая местных производителей, они могут серьезно влиять на социосферу регионов. Как вы начали работать в России и как себя чувствует иностранный менеджер в Петербурге? Я всю жизнь занимался бизнесом в сфере прохладительных напитков, так же, как мой отец, мой брат, мои сыновья. Ни много ни мало - уже тридцать пять лет, большую часть этого времени я провел в Нью-Йорке, работая в Coca-Cola. Случилось так, что один из моих бывших работодателей получил назначение в Россию. Мы с ним говорили о его новом назначении, и он предложил мне самому съездить в Россию, оглядеться. Я так и сделал, и мне понравилось то, что я увидел. После тридцати пяти лет работы на одном месте я решил, что неплохо бы сменить обстановку. До приезда сюда мне казалось, что здесь будет своего рода иностранное сообщество, живущее своей отдельной жизнью. Не знаю, хотел я этого или нет, но такого сообщества здесь я не вижу. Кроме того, я работаю в компании, где большинство работников бегло говорит по-английски, так что я не чувствую между нами языкового барьера, значит, и отчуждения, и они мне интересны как личности, и как профессионалы. Большинство моих друзей - русские. Когда я впервые сюда приехал, просто бродил по Невскому и прилегающим к нему улицам, разглядывая здания, прохожих, заходил в кафе. Я до сих пор часто так делаю. Два раза в неделю я беру уроки русского языка, вечерами я много беседую со своими детьми через компьютер. Должен сказать, что время, проведенное в России, меня довольно сильно изменило. В Нью-Йорке я играл в гольф четыре раза в неделю и еще три раза тренировался. Я был страстным любителем гольфа. А за последние восемнадцать месяцев я не играл в гольф ни разу - впервые за последние тридцать лет. Я был фанатичным поклонником бейсбола, всю жизнь следил за тем, как играет моя любимая команда "Янки", но с тех пор, как я переехал сюда, я лишен возможности следить за нашим чемпионатом. Я очень изменился, хотя я все равно люблю то, что любил раньше. Есть ли разница в работе в России и в США? Конечно, бизнес в России отличается от того, что я видел на родине. Но с другой стороны, Нью-Йорк - особенное место. В городе есть русская община, есть негритянская, испаноязычная, китайская, в общем-то я был подготовлен к восприятию разных культур. Так что переезд сюда не был для меня таким уж шоком. Конечно, в определенном смысле это было вызовом моим способностям, но бизнес - это всегда вызов. Кроме того, я приехал приблизительно через месяц после того, как разразился кризис, что добавило сложностей в моей работе. Тем не менее основы бизнеса везде одинаковы. Мы должны предпринимать определенные действия на рынке, быть конкурентоспособными и так далее. Сам рынок немногим отличается, у вас меньше супермаркетов, зато много киосков. Какие-то элементы рынка ведут себя по-другому, поэтому, например, отличается наша работа с клиентами. Я думаю, что со временем будет строиться больше супермаркетов вместо небольших торговых точек, больше будет автозаправочных станций, совмещенных с магазинами, так что рынок изменится. Сейчас у нас около восьми тысяч клиентов, представителей малого бизнеса, нам предстоит расти вместе с ними, так что мы пытаемся понять, кто они, как нам с ними работать наилучшим образом. Мы проводим много семинаров, даже сейчас, когда мы с вами беседуем, тридцать представителей крупнейших супермаркетов города находятся в нашем учебном центре. Им читают краткую историю нашей компании, мы рассказываем о нашем бизнесе, говорим об их бизнесе, пытаемся стать более доступными и понятными друг для друга. Мы можем подать им какие-то новые идеи, они тоже могут удивить нас какими-то неожиданными решениями. Какими принципами вы руководствуетесь, подбирая себе команду? Что для вас важнее - профессионализм, личные качества, возраст? Мы испытываем потребность в перспективных работниках, умных, способных быстро обучаться, с хорошими семейными ценностями, умеющих хорошо работать. Очень важно, чтобы сотрудники были целеустремленными и способными к самостоятельной постановке целей для своего дальнейшего развития. Я считаю, что это идеальная совокупность качеств. Нам нужны сотрудники, которые хотят узнать больше о нашем бизнесе, хотят расти вместе с компанией и принимать все возрастающее участие в делах компании. При этом очень важно, чтобы работнику действительно нравилось то, чем он занимается. Чем больше он получает удовольствия от работы, тем лучше работает, и наоборот - это позитивная зависимость. Но если вы спросите, что для меня самое важное, то я прежде всего назову хороший характер. Я могу научить сотрудника всему, что я знаю о бизнесе, я могу купить услуги отличного профессионала - но я не могу купить хороший характер. То есть лучше обучать персонал? Мы обучаем весь наш персонал, обучаем очень хорошо, у нас постоянно действуют различные программы по повышению квалификации персонала в разных областях - финансы, безопасность, психология и так далее. Наше отделение - лучшее в России и, определенно, у нас лучше всего обученный персонал. На самом деле мы занимаемся очень простым бизнесом, ему не трудно научиться. Вы предпочитаете нанимать на работу молодежь? Моя секретарь - женщина весьма почтенного возраста, но я ее нанял, потому что она работает лучше, чем кто-либо другой. Если бы я нанимал только молодых работников, ее бы здесь не было. Я думаю, дело не в том, что чем моложе сотрудник, тем он лучше работает - просто у нас очень молодой бизнес. Наша компания здесь всего пять лет. Конечно, приятнее работать с людьми, которые росли вместе с тобой, приятно работать в компании, которая развивается в течение двадцати лет, когда ты можешь оглянуться вокруг и увидеть коллег, которые с тобой уже несколько десятков лет. Вопрос не в молодости, вопрос в энергичности. В то же время средний возраст сотрудника нашей компании - двадцать девять лет. И если бы не я, средний возраст был бы около двадцати пяти. Производство прохладительных напитков - очень конкурентная сфера. Что необходимо для успеха. Не только рынок прохладительных напитков сам по себе - конкурентная сфера. В Петербурге самая жесткая конкурентная ситуация во всей России. Сама по себе конкуренция - полезная вещь. Если у вас хороший конкурент, это только вас подстегивает. Какие принципы заложены в основу рекламной кампании? Во-первых, нужно определить своего потребителя. В разных странах они ведут себя по-разному, пользуются разными каналами информации, у них разные предпочтения. И если нужно на них повлиять, требуется точно определить, как это сделать наилучшим образом. В прошлом году, когда я решал, как лучше распорядиться рекламным бюджетом, я предпочел сделать упор на рекламные щиты, потому что их видят все. И также на телевидение. Я не знаю, кто сейчас, кроме детей слушает радио. Мы используем рекламу на радио, когда хотим добиться влияния на детскую аудиторию. Что касается телевидения, - с одной стороны, это идеальный канал влияния на потребителей в возрасте тридцати-сорока лет, которые, придя с работы, хотят расслабиться у телевизора. Но я знаю, что в Северо-Западном регионе России телевизионный сигнал по-разному принимается в разных районах, где-то видят не все каналы. Так что трудно определить, стоит ли тратить здесь деньги на телевизионную рекламу. В США другая ситуация. Там огромные суммы, миллионы и миллионы, тратились на рекламу на двух-трех общенациональных каналах, но это не работало. Выяснилось, что большинство смотрит спутниковое телевидение или фильмы из видео-проката. Что касается нашей основной аудитории здесь, в России, то мы в основном ориентируемся на тинэйджеров, на потребителей в возрасте от 12 до 20 лет. Они более впечатлительны, только формируют свое мнение. Наконец, они потребляют гораздо больше нашего продукта, чем другие категории покупателей. Поэтому мы с таким удовольствием работаем в Университете, в других высших учебных заведениях, или в "Макдональдс" и "Кэрролс", где питается молодежь. Мы надеемся сделать эту возрастную категорию нашими основными потребителями. По прошествии какого-то времени у них будет семья, муж или жена, дети, которые, мы надеемся, переймут их предпочтения в области прохладительных напитков. Так что, говоря о рекламной политике, "первый доллар" мы бы потратили на возрастную группу от 12 до 20. Не могли бы вы рассказать о сложной управленческой ситуации, которая поначалу вас сильно беспокоила, а потом благополучно завершилась, оставив сильные впечатления? Я думаю, сложная ситуация возникла, когда случился кризис. Вокруг было так много неуверенности. Рубль девальвировался стремительно, никто не знал, когда он остановится в своем падении, и остановится ли вообще. Потребители не знали, что делать, и поступали традиционно в такой ситуации - замерли, застыли. Когда потребители так поступают, это влияет на наших розничных торговцев, на нас, на наших поставщиков, то есть затрагивает целую цепочку. Я полагаю, что нам действительно удалось, так это внушить нашим работникам чувство уверенности, успокоить. Мы объяснили им и всем, с кем имели общий бизнес, что Coca-Cola собирается остаться здесь навсегда. Экономические кризисы будут. Они случаются время от времени в разных странах и в большинстве случаев благополучно заканчиваются. Руководство компании сказало своим сотрудникам: "Мы восстановим те объемы, которые мы утратили из-за кризиса, и будем их наращивать. Все, что требуется от вас, делать свое дело, хорошо, если при этом мы будем работать лучше, чем наши конкуренты, расти быстрее, быстрее восстанавливаться". Это вселило в них определенную уверенность в своем будущем, они поделились ею со своими клиентами, и это облегчило работу и тем, и другим. Конечно, для меня было сложно приступить к новым обязанностям в разгар кризиса. Но вот что я вам скажу: в кризисные времена самое страшное - это кризис сам по себе. Люди считают, что дела плохи, и ничего не покупают. Они не тратят деньги, потому что дела плохи, и дела действительно плохи, потому что никто не тратит денег - и бизнес парализован. Это своего рода дурная бесконечность, заколдованный круг. Я приведу вам любопытный пример. В Америке был избран президент, совершенно не подходящий для этой должности. Некомпетентный, не имеющий соответствующей квалификации. Но народ, если так можно выразиться, его любил, все чувствовали себя уверенно под его руководством - и это вызвало экономический бум! Фантастический рост промышленности на протяжении восьми лет! Причем президент ничего особенного не делал, просто с ним все были уверены в своем завтрашнем дне. Люди были довольны своими рабочими местами, довольны политикой, потребители тратили много денег, делались крупные инвестиции в экономику страны. Этого президента сменил блестяще подготовленный кандидат, обладающий обширным опытом руководства в разных сферах - внешняя политика, внутренняя, финансы. И что случилось, как только он принял пост? Люди потеряли уверенность. Так что на рынке многое зависит от личных предубеждений. Я надеюсь, что внес посильный вклад в разрешение кризиса. И точно знаю, что наша компания оправляется быстрее, чем многие другие, во многом благодаря нашим сотрудникам, которые поняли необходимость изменений и адаптировались к новым условиям. Ольга Фомичева. --- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»: © 2000 - 2001 Oleg V. Mukhin.Ru™
|