Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Мавританский стиль — пряный Восток(Особенности мавританского стиля) Ислам, возникший в VII в., объединил слаборазвитые племена арабов и превратил их в одну из могущественнейших наций, подчинившую себе территории Ближнего Востока, Северной Африки и Пиренейского полуострова. При этом мусульманская культура испытала большое влияние культуры завоеванных народов (византийцев, египтян, персов, римлян) и создала свой оригинальный стиль, который христиане именовали «стилем сарацинов». В результате того, что ислам запрещал изображать живые существа, художественная фантазия мусульман нашла выход в создании сложнейшей орнаментики. Мавританский стиль — чисто декоративное искусство, он достиг своего наивысшего расцвета в XI—XII и XIV вв. в двух конечных пунктах громадной империи — в Индии и Испании. Мавританские короли постройкой дворцов Альгамбры в Гранаде и Альказара в Севилье создали самые выдающиеся памятники искусства ислама. Во время крестовых походов христиане были просто поражены роскошью и эффектностью искусства арабов. Дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры оказали огромное революционизирующее влияние на все европейское искусство. Мавританский стиль оказывал влияние на протяжении многих столетий. В XIX в., в период господства эклектизма, в модном неомавританском стиле оформлялись курительные и кофейные комнаты в особняках европейских буржуа. Интерьеры пышных арабо-мавританских зданий, благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам и острым ребрам, похожи на гигантский шатер (видимо, в память о кочевом прошлом арабов). Стены покрывались орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов — арабесками почти бесконечного разнообразия и сложной структуры. Такой декор родился из знаменитого арабского шрифта (вязи) с его бесконечными завитками. За счет этого стены приобретали вид роскошных персидских ковров, которые также часто использовались для украшения арабских домов. А вот мебель в мусульманской жизни играла довольно незначительную роль. Сидеть арабы предпочитали на коврах и подушках, а для сна вместо деревянных кроватей использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Вместо шкафов они пользовались стенными нишами с дверцами; дверцы в большинстве случаев имели решетку из типично арабских точеных деревянных полочек. Столы были низкими и маленькими, богато украшенными резьбой, круглой, четырех-, шести- и восьмиугольной формы; столешницы выполнялись из древесины или из чеканной меди. Кроме того в обстановку жилищ входили сундуки, ширмы и этажерки. В мебельном искусстве заметно архитектурное влияние. Часто встречаются колонны, аркады с подковообразными арками, сталактитовые формы сводов и — в качестве декоративной отделки — точеные элементы, сложные виды решеток. Для инкрустаций часто использовался перламутр; эта техника широко распространилась в Италии и Испании; украшенная инкрустацией мебель стала предметом подражания в Европе. Для обивки мебели (спинок стульев или сундуков) использовалась также кордованская кожа с тиснением и часто (как на книжных переплетах) позолотой. Нередко изделие поверх кожаной обивки обрабатывалось ажурными металлическими накладками. В этом плане особого внимания заслуживают художественное ткачество и ковровые изделия Ирана. Образ персидского ковра стал выражением самой декоративной специфики средневекового искусства Ирана. Ковры отличались редкой красотой цвета, сложностью орнамента. Славилась своими тканями и коврами и Средняя Азия, особенно хороши были туркменские ковры. Еще в XIII в. Марко Поло оценил их как самые тонкие и красивые в мире. Однако наибольшее влияние на европейское художественное искусство оказал знаменитый мусульманский орнамент. Его сила, изящество, смелость свидетельствует одновременно как о фантазии, так и о математическом образе мыслей. Орнамент в исламской культуре становится средством введения человека в мир грез, иллюзий, тайн. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, течения жизни, а слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «коран» переводится с арабского как глагол «читать»). Великий Омар Хайям говорил: «Весь мир — поток метафор и символов узор». Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, незнакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие увело искусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье, и без того не страдавшее бедностью фантазии, многочисленными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами. --- Ссылки по теме, читайте также:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |