Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Встреча Востока и Запада — колониальные интерьерыСегодня в дизайне интерьера продолжает властвовать минимализм. Однако при всей своей гармоничности, минималистические интерьеры нередко проигрывают отсутствием тепла и уюта. Иногда обстановка кажется столь холодной, безжизненной, абстрактно-философской, что так и хочется согреть ее яркими акцентами, самобытными деталями. Не случайно колониальный стиль в интерьере — этот великолепный результат синтеза восточной и западной культур, ставший следствием европейской колонизации, — сегодня вновь актуален. Экзотический аромат и глубокая символика дальних восточных стран сочетаются в нем с европейской роскошью и комфортом. Индия, Мьянма (Бирма), Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины и другие восточные страны, — бывшие колонии великих европейских империй, — сохранили национальные традиции, хотя и подверглись влиянию западной цивилизации. Изысканные предметы восточного интерьера на протяжении нескольких веков привозились в Англию, Францию, Испанию, Португалию: адаптировавшись к новым условиям, они прочно вошли в европейскую культуру вообще и дизайн в частности. Далеко не каждая вещь в колониальном стиле несет в себе чистоту восточного образа: нередко встречаются предметы обстановки, сделанные в подлинно европейских традициях. Это связано с тем, что до прихода колонизаторов во многих азиатских странах была слабо развита культура изготовления мебели. Чтобы наладить привычный быт, европейцам поначалу приходилось привозить с собой все необходимые предметы интерьера. Постепенно местные мастера научились подстраиваться под вкусы чужеземцев, создавая мебель, пригодную не только для обустройства тропических бунгало. Так, объединяя восточный и западный взгляды на жизнь, начал формироваться колониальный стиль. Первые испанские колонизаторы, захватившие филиппинский архипелаг еще в XVI в., под воздействием жаркого тропического климата и частых землетрясений были вынуждены пойти на компромисс и присмотреться к местным методам постройки. Отсюда возникло строительство «каменно-деревянных» домов, получившее широкое распространение в колониальной архитектуре. Первый этаж, как правило, сооружали из камня или кирпича, второй — из дерева. Высокие деревянные колонны окружали дом, поддерживая верхний этаж. Пространство под колоннами занимали открытые романтические веранды, на которых богатые плантаторы устраивали чаепития и любовались природой. Широкое развитие колониальная архитектура и дизайн получили на острове Сингапур, где с начала XIX и до середины XX в. хозяйничали англичане. Большим успехом среди них пользовалось строительство колониальных бунгало — домов, возникших на пересечении европейских и восточных архитектурных традиций. Само слово «бунгало» уходит корнями в историю Индии. С древних времен так назывались дома местных жителей Бенгалии — исторической области в бассейне нижнего течения Ганга, на территории которой располагались различные индийские государства. В конце XVIII в. эти земли были завоеваны английскими колонизаторами и присоединены к Британской Индии. Сооружая для себя дома, европейцы взяли за основу местные бунгало — небольшие стоящие на сваях хижины с крышами в форме полумесяца и длинными террасами (чтобы избежать сырости, дома устанавливали на высокие сваи, что также способствовало проветриванию помещения, а низкая крыша с навесом предохраняла от дождя и солнца). С течением времени тропические жилища были усовершенствованы, дополнены европейскими элементами, внутреннее убранство приобрело «цивилизованный» вид, и все это получило название «колониальные бунгало». Так сформировался наиболее распространенный тип колониальной архитектуры XIX в. Расцвет английского колониального стиля пришелся на времена правления британской королевы Виктории. Сингапур стали называть «гордостью британской короны на Востоке». Служба в колониях, приносивших империи недюжинные доходы, становилась престижной, европейские колониальные дома приобретали все более роскошный вид. Апофеозом колониальной архитектуры стали так называемые «черно-белые» дома, получившие широкое распространение в Смитапуре и других английских колониях. По архитектурным особенностям они напоминали филиппинские: первый этаж строили из кирпича и окружали просторной верандой с колоннами, а для второго этажа использовали дерево и бамбуковые панели. Колонны, стены и оконные рамы обычно окрашивали в белый цвет, остальные элементы структуры — в черный. Строгий английский вид домам придавали широкие жалюзи в черно-белую полоску. Отсюда и пошло название этого архитектурного стиля.
Первый этаж занимала большая гостиная с обеденной зоной, где устраивались приемы и отмечались праздники. Но главное место в доме находилось на этаж выше. Здесь с двух сторон от центральной гостиной симметрично располагались две уютные спальни и ванные комнаты, куда имели доступ только хозяева и близкие люди. Лоджия второго этажа, повторявшая архитектуру веранды, открывала вид на бескрайние каучуковые плантации. Внутри дома европейцы старательно пытались воссоздать атмосферу покинутых ими стран, брезгливо отбрасывая все азиатское. Но со временем культура Востока проникла и надолго поселилась в колониальных домах в виде плетеной мебели, красочных ковров и подушек, экзотических украшений. Неотъемлемым атрибутом внутренней отделки был отполированный до блеска деревянный пол, роль окон выполняли жалюзи, защищавшие дом от жарких солнечных лучей, на стенах красовались рога диких животных, пейзажи и фотографии далекой родины. Из мягкой мебели предпочтение отдавалось «плетенке», а на креслах и кушетках обязательно красовались яркие шелковые подушки. Соприкасаясь с интерьером «колониального» дома, ощущаешь прикосновение вечности: столы, обтянутые крокодиловой кожей, бронзовые подсвечники, мраморные статуэтки, комоды и сундуки из дорогих пород дерева, письменные столы со множеством ящичков — все эти атрибуты богатого убранства помещения изготовленные вручную умелыми мастерами кажутся основательными и бесценными. Предлагаем вам рассмотреть основные акценты колониального стиля и использовать наши советы по воссозданию его в своей квартире.
Не менее ценятся отдельные породы каучукового и тюльпанного дерева, тиса, азиатские виды ореха, китайское красное дерево, а также ротанговая пальма, из лиан которой создается необычайно модная сегодня плетенная мебель. Последнюю отличают легкость, прочность и абсолютное равнодушие к причудам погоды. Плетеная мебель универсальна, она идеально подходит как для тропического, так и для относительно сурового европейского климата. Требуется лишь периодически обрабатывать ее воском или канифолью. В богатых домах «туманного Альбиона» плетеные кресла, столы, кушетки и корзины прочно обосновались еще в середине XIX в., а сегодня мода на ротанг захлестнула весь мир. Такая мебель стала атрибутом красивой жизни и проникла не только в роскошные загородные дома, но и в офисы крупных компаний. Помимо ротанга для изготовления плетеной мебели применяется водяной гиацинт — новинка на российском мебельном рынке. Это редкое растение (родом из Южной Америки) ни в чем не уступает ротанговой пальме. Оно так же прочно, долговечно и привлекательно. Волокно растения получается из стебля, очищенного от корней, листьев и сердцевины. После просушки и дополнительной обработки восточные мастера плетут из него удобные кресла, диваны и кушетки, как правило сочетая его с тиковой основой. Этническое звучание в колониальный интерьер вносят предметы обстановки, созданные из бамбука. В азиатских странах бамбук применяется наиболее широко. Гребни, заколки для волос, различная кухонная утварь и другие бамбуковые изделия до сих пор популярны на Востоке. В прежние времена из стеблей бамбука мастерили декоративные мечи, детские музыкальные инструменты, весьма забавные предметы деревенского быта, например, корзинку без дна (суньлунь) для сушки одежды на жаровне или циновку под названием «бамбуковая жена», которую клали в постель, чтобы согреться от холода. В Китае бамбук стал символом долголетия, воли и стойкости перед жизненными невзгодами. Из его стеблей, заполненных порохом, делали фейерверки или просто клали их в костер. Считалось, что взрывающийся с оглушительным треском бамбук распугивает злых духов. Стебли бамбука шли также на изготовление кистей и бумаги коричневого оттенка для каллиграфии. Сегодня легкие, но прочные бамбуковые стебли идут на изготовление миниатюрных столиков, диванов и табуретов. Особенным успехом пользуются пятнистые сорта бамбука. Мебель, полностью сделанная из бамбука, — большая редкость. Обычно его сочетают с ротанговым плетением и кожей. Плетеные кресла и диван с бамбуковыми ножками удачно впишутся в гостиную загородного дома или составят гармоничную композицию с цветами и зелеными кустарниками в саду. Бум вокруг бамбука вызвал волну подражаний этому тропическому растению. Из тика и розового дерева начали делать мебель, которую на вид почти невозможно отличить от бамбуковой. Мебельные гарнитуры, столы и этажерки из лжебамбука и сегодня пользуются популярностью. Излюбленные детали колониального стиля — сундуки и шкафы-аптечки (комоды с множеством маленьких ящиков для хранения медицинских препаратов или трав) — также изготавливаются из древесины тика, обтянутой кожей буйвола. На кожу методом тиснения наносится оригинальный декор. Крышки сундуков и ящики аптечек зачастую украшаются бронзовыми и латунными ручками. Чтобы металл блестел и не повреждался, на него под воздействием окисления в естественной среде или при помощи специальной обработки — патинирования — наносят особую пленку, предохраняющую изделие от коррозии. Сундук можно использовать не только в качестве емкости для хранения старой одежды или ненужных вещей, но и как придиванный стол, накрыв его стеклом или шелковым палантином.
Итак, составляющие стиля — натуральные материалы, добротная мебель ручной работы, пастельные или природные тона в оформлении помещения, яркие акценты в тканевом декоре и, конечно же, «звериная» тематика. Главный же враг при оформлении дома в колониальном стиле — сухой прагматизм. Не стоит забывать, что «Восток — дело тонкое», что он очень эмоционален и «живописен» и многие вещи на Востоке создаются просто ради красоты. В сверхактивном XXI в. колониальный стиль является ностальгическим воспоминанием о давно ушедших временах и событиях, об исторической и культурной встрече Востока и Запада. Погружаясь в эту атмосферу, мы ощущаем мощь восточной древности и европейскую филигранность, экзотику и естественность природного, но главное — умиротворение и уют, помогающие нам укрыться от агрессии больших городов. И в этом, наверное, секрет повсеместного успеха колониального стиля сегодня.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»: © 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |