Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
МодернЯркий, элегантный, многожанровый — этот стиль стал одним из самых популярных среди «больших» исторических стилей в современном дизайне интерьера. К модерну можно относиться по-разному: кому-то он кажется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в его причудливых линиях созвучие скрытым романтическим устремлениям. После классицизма и немеркнущего ампира он — самый востребованный стиль среди тех, кто любит роскошь и богатство. Для начала стоит выделить три модерна: модерн как модернизм, модерн как общее понятие «современный» и модерн собственно как стиль архитектуры и дизайна интерьера. Модернизм — это идейно-художественное течение в Европе начала XX в. Его представители пытались создать «искусство будущего», отвергая традиционную культуру с ее «классическими» нравственными и художественными ценностями. Модернисты провозгласили культ техногенной урбанизированной цивилизации — мегаполисов, высоких скоростей, будущего, силы и энергии. Используя пересечения, сдвиги и наплывы форм, художники пытались выразить разноплановое мироощущение современного им человека, городского жителя. Слово «модерн» (от фр. — «современный») часто означает просто нечто модное, современное, экстрамодное. В связи с этим «модерновый» интерьер может совсем не относиться к стилю модерн, а представлять из себя набор объектов современных, модных, высокотехнологичных. И, наконец, поговорим о стиле. Само сочетание «исторический стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь как уже упоминалось, слово «модерн» означает «современный». Стиль возник на рубеже XIX—XX вв., как попытка преодолеть засилье пошлой эклектики с ее противоречием между фактурой и декором. Именно модерн первым попытался не просто механически соединять разные стили, а произвести их синтез, «оживить», в соответствии с технологиями нового времени. Основа модерна — стилизация, при этом упор делается не на новые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объединяющий декор. Основной признак стиля — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление природе. Особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна построены как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик. Фасады таких домов несимметричны и напоминают природные объекты, сотворенные фантазией человека. Для модерна характерны выразительные интерьеры с перетекающим динамичным пространством, изогнутыми очертаниями кованых карнизов, закругляющимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Художников модерна привлекало все, что трепещет, вьется, колеблется. Качества, противоположные этим — массивность, монументальность, неподвижность, напыщенность — были им чужды. Излюбленными темами декора становятся стилизованные природные мотивы — набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент (известный под оригинальным названием «удар бича»), павлиньи перья, крылья бабочки, длинные изогнутые пряди волос, цветы (особенно тюльпаны, ирисы и орхидеи). Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Средство достижения цели виделось в соединении профессионального художественного творчества с производством бытовых изделий. Это вызвало переворот в прикладном искусстве и сформировало новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Примером может служить М.А. Врубель: он пишет картины, создает скульптуру, панно, театральные декорации, мебель и многое другое. Вообще, трудно назвать художника того времени, который не создавал бы эскизы мебели, ткани, декора, бижутерии. Модерн впервые объединил европейские и восточные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений, заимствованной у японских жилищ, а также принесло в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах. В XX в. в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквартирных домов, загородных вилл и дач. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и геометрически сложными. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных сочетаний. Витражи применяются и в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.
Войдя в такой дом, попадаешь как бы в диковинный водоворот: изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением «вьющихся растений» из металла. Стены обтянуты тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, наборный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светильники с матовыми плафонами, резные с тем же мотивом двери имеют вставки из стекла и бронзы. На стенах зеркала тоже в деревянных сложной, искривленной формы рамах. Добротная и респектабельная мебель из массива древесины с благородным декором из темной бронзы — никогда не наскучит. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками, а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует «загадочному» духу модерна. Современный модернСчитается, что именно модерн во многом повлиял на современную «философию» дизайна. Сегодня воссоздать точный интерьер в стиле модерн — задача достаточно сложная: во-первых, это достаточно дорогое удовольствие, а во-вторых, такой интерьер должен нести отпечаток личности хозяина в стиле. Однако несколько практических и выполнимых советов, ввсе же можно дать. Если у Вас есть возможность оформить дом или загородный особняк в данном стиле, то не забудьте про главное правило — «внешность» дома должна отражать его внутренний характер. Также важны окна-розетки, наполненные сияющими стеклами витражей, стрельчатые арки, остроконечные башенки. К внутреннему дизайну также отнеситесь внимательно: последовательно декорируйте комнаты, подбирая цвета стен и потолка. Стены желательно окрашивать в пастельные тона или расписывать. Не забывайте, что интерьер должен быть загадочным и «прочувствованным». Полезным помощником Вам для создания духа эпохи модерна будет антикварный магазин. Однако важно приобретать несколько вещей, чтобы они создавали гармоничный ансамбль среди современных предметов. Наиболее простой способ воссоздания модерна в вашем интерьере — это выделение стилевых акцентов. Оклейте стены охристыми обоями с тканевой фактурой, дополните их широким цветочным бордюром и не поскупитесь на зеркала в резных деревянных рамах. Люстры или бра подбирайте с тускловатым светом, цилиндрическими плафонами из матового стекла или ткани. Доминирующую роль в интерьере будут играть кованная мебель и карнизы с плавными изогнутыми линиями и наконечниками. Для асимметричных штор приобретите цветную органзу или тюль с растительным рисунком. Спальня может изобиловать красиво задрапированными тканями. Ночники прихотливо изогнутых форм, кокетливый пуфик на кованных ножках, репродукция Альфонса Мухи или Васнецова на стене - создадут уют модерна. На кухне можно повесить постер-репринт торговой рекламы того времени, а пространство сконцентрировать светом вокруг стола. Важной деталью здесь будет стол круглой формы и старые знакомые — венские стулья (в свое время их называли «модерном для бедных»). Плоские накладные элементы, выполненные из МДФ, тонированные под орех или дуб, могут украсить внутренние дверные проемы. Игра с формами прошлого не мешает модерну переосмысливать технические достижения своего времени. Стиль свободно пользуется новыми материалами (во время его возникновения таковыми были стекло и железобетон). Сегодня в нем широко используется ковка, витражи, электрическое освещение.
Так как модерн задумывался исключительно как стиль, совмещающий красоту и комфорт, он никогда не вступал в «конфликт» с благами цивилизации. Именно умением органично включать в себя все новое, оставаясь классикой, и объясняется нынешняя актуальность модерна. В его интерьер превосходно вписываются и бытовая электроника, и ультрасовременная аппаратура. Интерьер в стиле модерна, в первую очередь, характеризует его хозяина как яркую индивидуальность. Недаром девизом этого направления было положение: «ни один дом не похож на другой». Эстетика модерна «учит»: «в каждый объект нужно «вчувствоваться», ибо это придает одухотворенность, содержание и смысл. В такой среде человек естественным путем обретает спокойствие и счастье». Целостный подход к дизайну, динамичность и изящество модерна приближают его к природным, органическим формам. Чем глубже и тоньше душа человека, тем сложнее и вычурнее должна быть среда его обитания. И модерн — верный помощник в достижении этой благородной цели.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»: © 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |