Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Народный дух стиля «этно»Среди огромного множества стилей оформления жилого интерьера нам всем хочется найти именно тот, в котором мы будем чувствовать себя комфортно и естественно. Модный нынче «этно» нельзя назвать стилем в строгом смысле этого слова. В силу своих особенностей он стоит особняком. Его отличают экзотические маски и фетиши, ткани с орнаментом, напоминающим петроглифы, мебель с обивкой под леопарда, калебасы на полках, шкуры зебр на полу и прочие диковинные вещи. Это стилевое направление именуют примитивным, этническим, фолк, экзотик, колониальным. Но в любом случае классическими свойствами большого стиля это направление не наделено.
Теоретики дизайна считают, что слово «этнический» подходит для него меньше всего. Ведь в каждом стиле, так или иначе, проявлены национальные черты, да и формируется почти любой из них внутри какого-нибудь этноса, или народа (например, китайский, японский, русский стили и т. п.). Понятие фольклорный (сокращенно фолк) часто путают с кантри (деревенский) либо употребляют эти слова как синонимы. Слово примитивный позаимствовано у искусствоведов и по отношению к дизайну интерьеров имеет, скорее, негативную окраску (как, впрочем, и колониальный; его употребляют чаще других). Почему же современному человеку так близко «этно»? Став популярным благодаря удобству, экономичности и простоте, этот стиль одновременно заключает в себе нечто потаенное, дремлющее на дне души каждого. Так уставшее от перегрузок, информации и стрессов сознание стремиться к «настоящему» — к корням, к первоистокам вне социальных и культурных реалий (экзотик). Так зачарованно смотрим мы на костер в вечерних сумерках, уподобляясь своему древнему предку. Современные психологи называют это свойство человека атавизмом сознания — необъяснимой, вековой памятью крови. Вероятно, всем этим можно объяснить успех направления «этно». Сегодня наблюдается уже второе пришествие стиля. Первое можно отнести еще к тому времени, когда европейцы захватывали «примитивные» народы, насаждая им свою культуру и приобретая новые модные веяния. Процесс массовой колонизации народов Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему завершению в конце XIX в. Примерно тогда же из тропических стран было вывезено в Европу большое количество произведений народного искусства. В то время они интересовали лишь этнографов и целыми партиями оседали на пыльных полках музеев. Европейское искусство развивалось своим путем: модерн упивался японскими гравюрами и китайским фарфором. Но увлечение их утонченностью постепенно ослабевало. Изобразительное искусство начала XX в. стало полем больших экспериментов. Художники обратили свои взоры к самым основам искусства, заложенным подлинными «примитивами», — к фетишам каннибалов, к маскам дикарей. В период художественной революции, достигшей своей кульминации перед Первой мировой войной, увлечение африканской скульптурой объединило мастеров самых разных школ и направлений. Можно понять, что привлекало в них поколение, искавшее выхода из тупика западной традиции. Создания безвестных ремесленников обладали как раз теми качествами, которые растеряло на своем долгом пути западное искусство: мощной экспрессией, природной чувственностью, ясностью структуры, обнаженностью исполнительских приемов и обобщенной лаконичностью форм. Тотальные поиски нового затронули не только живопись и скульптуру, но, естественно, и архитектуру. Как реакция на прагматический рационализм индустриального века, в 30-е годы XX в. возникает «органическая архитектура» американца Ф. Л. Райта, который считал, что если внутренняя планировка дома хороша и удобна, он наверняка будет красивым и снаружи. «Органическая архитектура» выступала против сухого прагматизма, свойственного конструктивизму. Органичная связь здания со средой, внедрение постройки в пейзаж и пейзажа в постройку, внутри которой устраивались островки живой природы — скалы, камни, ручьи, водопады, деревья, — подтверждали основную идею непрерывности ландшафта вне и внутри здания. Вероятно, изучение первобытной стадии жизни человека и навело представителей «органической архитектуры» на мысль внести в интерьер природные элементы - скалы, ущелья, водопады. Представители этого направления говорили: «Дом — это раковина улитки. Поэтому нужно, чтобы он был сделан по нашей мерке». Появившиеся в разных европейских и американских городах дома-скалы, дома-менгиры, построенные с использованием опорно-балочного принципа, открытого в период палеолита, основаны на природной, первобытной пластике. Сделав тысячи витков по спирали развития, человечество вновь вернулось к своим истокам. Так уж сложилось, что именно на африканском континенте сохранился быт и уклад народов и народностей в первозданном состоянии. Однако не стоит забывать, что все или почти все, что вы можете купить в антикварных магазинах и салонах-галереях этнического искусства, — это современные копии традиционных изделий народных мастеров. Да и среди оригиналов, взятых за основу, подлинных древностей немного, — как правило, им не более 150-200 лет. Тропический климат, сочетание жары и влажности, термиты, которые не щадят ничего, в особенности дерева — все это создает неблагоприятные условия для выживания раритетов. Кроме того, изготовленные в ритуальных целях маски или фетиши после использования «по назначению» подлежали уничтожению, то есть попросту сжигались или топились. Немало настоящих произведений африканского и полинезийского народного искусства было уничтожено христианскими миссионерами. Как это ни парадоксально, лучше всего древние предметы сохранились в европейских музеях этнографии и частных коллекциях. Африканская скульптура не исчерпывается одними масками, есть превосходная мелкая пластика — статуэтки людей и животных из дерева, меди, бронзы и слоновой кости. Современные африканские мастера, отвечая «зову» рынка, научились не только копировать старые образцы, но и создавать изумительные стилизации из драгоценного черного дерева. Эту породу древесины можно распознать по весу: она заметно тяжелее остальных и тонет в воде, к тому же очень тверда и сложна в обработке. Важно отметить, что этностиль включает в себя традиции культуры разных народов (не только южно-африканских), тех, которые стали экзотикой для европейцев в XIX в. — народов Латинской Америки, Северной и Южной Африки, Индии, Таиланда, Австралии, Новой Зеландии и многих других. «Дикость» Популярность этно связана, частично, с тем, что этот стиль весьма экономичен, ведь даже на небольшой площади городской квартиры можно создать стильный и лаконичный интерьер. В зависимости от вашего желания, образа жизни и финансовых возможностей, определите уровень внедрения стиля в ваше жилище. Полная реконструкция, скорее всего, будет недоступна. Очень сложно полностью воссоздать, например, глинобитную хижину африканского охотника. В качестве реальных средств остаются декорация и стилевой акцент. А это уже немало. В интерьер переводится живая природа в двух вариантах: в одном — ее приходится геометризироватъ в линейные контуры (живопись, графика на стенах, текстиль), в другом — в лекальные формы, простые и ясные.
Отделка поверхностей может быть самой лаконичной - просто белые стены. Главное не забывать о том, чтобы они были естественными, а также соответствовали тому этносу, которому вы посвятили свою комнату или дом: так, беря за основу африканский быт, лучше использовать теплые, охристые цвета, латиноамериканский — красные густые оттенки, а вот для арабской стилизации лучше подойдут голубой с белым, синий с красным или малиновым.
Также можно применить известный и довольно легкий прием — обвить любой подходящий сосуд толстой веревкой из грубого натурального волокна. Количество экзотических масок, кувшинов и статуэток выбирайте по собственному вкусу, но не превращайте квартиру в музей. Очень активная по своей пластике этническая (особенно африканская) скульптура в большом количестве начинает действовать угнетающе. И еще: не забывайте, что многие из предметов экзотического интерьера — это атрибуты религиозного культа, поэтому, используя их во благо красоты, относитесь к ним с уважением... --- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»: © 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |