Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Нижнее и верхнее освещение в интерьере

Свет обладает неисчерпаемыми возможностями: как часто мы слышим, что та или иная комната «навевает мечтательное настроение» или «от нее веет холодом», или «она наполнена воздухом». Конечно, для того чтобы сложился тот или иной образ помещения, необходимо слияние множества компонентов — архитектуры, элементов декора и многого другого. Однако, как показывают самые последние исследования, в том числе из сферы психологии, именно освещение наиболее сильно влияет на формирование настроения. Это ярче всего проявляется в театральном действе, когда при помощи одного или целого набора приемов подачи света в нужное место и в нужный момент режиссер добивается появления у зрителя желаемой гаммы эмоций. Дизайнеры по свету также, как мастера света в театре, должны обладать интуитивным знанием формирования настроения. Для них важно ощущать, где и какой источник света должен быть размещен, чтобы заказчик мог получить в этой комнате ощущение покоя, а в другой — интригу. А еще лучше, чтобы настроение можно было регулировать, вводя в действие различные световые устройства поочередно.

Подобно тому, как тот или иной световой эффект в театре имеет свою аллегорию, так и различные источники света в дизайне интерьера ассоциируются с разными эмоциями. Например, свеча в подсвечнике сразу создает атмосферу торжественности, где бы то ни было — в фойе оперного театра, в солидной гостинице или в вашей столовой. Очень сильный эмоциональный эффект производят подвесные источники света в гостиной. Спальня же — заповедная зона ночников, торшеров и бра. Изучив накопленный дизайнерами, режиссерами театра и психологами опыт, можно создавать мизансцены в любом помещении.

При многообразии источников света, которые производятся в настоящее время, можно добиваться акцентирования внимания к одним зонам помещения, скрадывания пространства в других, будоражащей резкости или расслабленной расплывчатости предметов.

Из опыта западных дизайнеров по свету, самым распространенным желанием заказчиков сейчас является создание эмоционально насыщенного, «драматического» интерьера. Сделать его современными средствами не составляет особого труда. Проблема в другом — как бы не переборщить. Ведь такие интерьеры стимулируют психику, развлекают и возбуждают, а это может оказаться чрезмерным грузом при длительном воздействии. Поэтому надо быть особенно осторожными с резкофиксированными источниками света, делящими пространство на свет и тьму. Они провоцируют излишнюю напряженность. «Драматическими» элементами являются также источники нижнего света — свечи на столе и пламя камина при затемнении всего остального пространства. Источники верхнего света, напротив, снимают «драматизм», поддерживают ровное настроение. Создается «эффект пасмурного дня» с мягким неконтрастным освещением, подходящий для работы, но лишающий Вас приподнятости.

Такие источники, как высокий канделябр, относят к смешанным — и верхним, и нижним — светильникам. Они как бы балансируют между «драмой» и сумрачной повседневностью. Если же дизайнер использует одновременно и верхние, и нижние источники света, создается атмосфера наполненности пространства и жизнерадостности. В каждом помещении существует горизонтальная линия на определенной высоте, определяющая оптимальный баланс верхнего и нижнего освещения. Если освещенность пространства ниже этой линии интенсивнее, чем у пространства выше нее, помещение будет производить эмоционально окрашенное ощущение («драма»). И она будет тем сильнее, чем выше будет контрастность между светом и тенью внизу. Если более ярким будет пространство над линией, комната станет скучной, как в пасмурный день. При одинаковой освещенности обеих зон вы получите эффект «нейтральной воздушности», который некоторые отождествляют с ярким солнечным днем.

А теперь поговорим о том, каким образом вы можете использовать нижний и верхний свет в вашей квартире более конкретно. С верхним светом дело обстоит более или менее просто: это люстра или галогенки, которые, в свою очередь, могут быть скрытыми или открытыми. А вот о нижнем освещении в двух словах не расскажешь. Ясно только, что без него уютный интерьер едва ли возможен.

Прихожие редко обходятся без своего нижнего света. Здесь он играет не практическую, а скорее психологическую роль. Ведь прихожая — совсем не простая зона. Во-первых, это нечто вроде шлюза между «своим» и «чужим» пространством. Во-вторых, именно здесь гости получают первое представление о доме, в который попали. А первое впечатление, как известно, самое сильное, и изменить его непросто. Кроме того, нижний свет помогает зрительно увеличить тесные прихожие типовых квартир — углы отодвигаются в темноту, размывая реальные размеры помещения.

Минимализм моден настолько давно, что мы редко задумываемся о его корнях. И все же иногда стоит вспомнить, что вырос он из увлечения Востоком, а прообраз минималистского интерьера — традиционное японское жилище. С помощью аксессуаров — в частности, светильников — можно акцентировать этот мотив в создании нижнего освещения квартиры. Однако дизайн ламп совсем не требует «восточной ориентации» от всего интерьера. Речь идет лишь о неназойливом напоминании о раздвижной ширме из рисовой бумаги или об упражнениях в каллиграфии. На фоне белой стены эти светильники выглядят, кажется, убедительней, но зато желто-оранжевый делает интерьер более уютным. Неяркий рассеянный свет изысканных бра позволяет поместить их в спальне, в прихожей или коридоре, у телефонного столика, — в общем, там, где их включают на непродолжительное время. Для любого вида деятельности яркость этих ламп, безусловно, недостаточна.

Разного рода уютные уголки наших жилищ — самое подходящее место для организации нижнего света. Известный современный архитектор Нуньес-Яновский рассказал в своем интервью, что весь его дом в Париже состоит из множества укромных «гнезд», где можно провести время за книгой и чашкой чая. Впрочем, эти милые местечки предназначены не только для отдыха, в них и работается замечательно.

Как же создаются подобные уголки? Для них необходима некоторая закрытость, ограниченность пространства, условная или реальная. Если мягкая мебель стоит полукругом, это уже рождает ощущение замкнутости. Другой вариант — поместить кресло (диван) в нишу, причем не обязательно стенную. Это может быть и промежуток между двумя книжными стеллажами, расположенными по одной линии. Кроме того, для «гнездышка» требуется какая-нибудь горизонтальная поверхность (журнальный стол, полка, комод). И, наконец, самое главное — индивидуальный свет. Для данного случая предпочтительны торшер, настольная лампа (особенно традиционная, с основанием в форме вазы и тканевым абажуром) или бра. Световой круг, очерченный абажуром, создаст ощущение уюта и защищенности. Не забудьте, что интенсивность света должна быть достаточной для чтения. Слишком контрастное освещение не годится — оно быстро утомляет и портит зрение.

А вот как можно устроить нижний свет на кухне. Поверхности рабочих столов ни в коем случае не должны оставаться в тени. Для их освещения производители кухонной мебели предлагают карниз со встроенными лампочками, идущий по верху навесных полок. Но намного удобнее расположить светильники непосредственно над столами. Это могут быть трубчатые модели, прикрепленные к низу навесных полок, но их белый свет не всегда приятен для глаз. Это могут быть и бра, развешанные в «ключевых» точках рабочей зоны: над раковиной, плитой, барной стойкой. Дизайн ламп, применяемых на кухне, слегка технократичен, что по-своему оправданно. Ведь кухня — тоже в некотором роде производство. Немного иронический светильник, напоминающий душ, сделает мытье посуды менее унылой процедурой.

И, наконец, несколько конкретных советов по подбору цвета и интенсивности ламп к разным эмоциональным эффектам. Если вы хотите создать атмосферу тепла и уюта, используйте низкотемпературные источники света. Резкий и холодный настрой требует высокотемпературных ламп. Ощущение тревоги создается газосветными садовыми лампами. Для формирования роскошного и в то же время наполненного жизнью интерьера рекомендуются галогенные и флуоресцентные лампы верхнего диапазона мощности.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект I-220-1P