Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Свет в интерьереСолнечный свет из окна, потолочные люстры и настенные бра, открытый огонь камина — вместе или порознь — помогают многие века создавать в доме желаемую атмосферу. Свет наделяет предметы обстановки какой-то собственной жизнью и особенным «выражением лица». Они вступают в новые пространственные взаимоотношения. Их контуры могут растворяться в воздухе или, напротив становиться четкими, контрастными и фактурными. Что-то подойдет из тьмы поближе, что-то отодвинется в тень. Старая мебель приобретает молодую свежесть и грацию, потрескавшиеся стены становятся стройными и таинственными. Так свет каждый вечер творит свою сказку. Мы начнем знакомство со светом с Солнца — звезды, которая освещает жизнь человека со времен его возникновения. В астрономическом масштабе это малое, холодное и довольно тусклое светило. Ученые называют его красной карликовой звездой пятой величины. В ее недрах трудится термоядерный реактор, но продукты реакции, к счастью, поглощаются в теле самой звезды. За пределы огненного шара вырывается свет — электромагнитное волновое излучение, которое формируется в фотосфере — тонком (500—1000 км) слое поверхности Солнца, разогретом «всего-то» до 6000° С. Вот такая «лампочка»! Эта температура определяет спектральный состав излучения (набор длин волн), под сенью которого зародилась жизнь на третьей от Солнца планете — Земле. Нет ничего удивительного, что наше зрение наилучшим образом приспособлено именно к солнечному спектру. Мы видим свет как раз в том диапазоне волн, которые наиболее интенсивно испускаются родной звездой. Помимо этого, Природа подарила нам ощущение цвета, устроив зрение человека так, что волны разной длины (или частоты излучения) мы видим окрашенными по-разному. Из-за рассеяния коротковолновой (голубой) составляющей в земной атмосфере солнечный свет представляется нам потоком от двух источников. Первый — это точечный источник бело-желтого света, которым служит диск Солнца. Второй — протяженный источник сине-голубого света, которым служит купол Неба. Цвета Солнца и Неба при этом зависят от времени года и суток, чистоты атмосферы, географической широты местности, высоты над уровнем моря и пр. В существовании этих двух источников света, видимо, и кроется объяснение, почему синий и голубой цвета считаются холодными, а желтый и красный — теплыми. Поверхность предметов, нагретая лучами Солнца, сияет в его бело-желто-красных лучах, а прохлада тени, куда не проникают прямые лучи, подсвечивается сине-голубым Небом. Источники света характеризуются множеством параметров. Один из них — цветовая температура. По цвету свет делится на «теплый» и «холодный». Эти свойства определяются цветовой температурой источника света, цветофильтром осветительного прибора, а также цветом и фактурой отражающих поверхностей. Тканевые сбои, фактурная окраска делают направленный свет мягким (диффузным). Очень важным элементом создания настроения является характеристика спектра, излучаемого лампой. Чем выше температура накаливания и чем больше в спектре голубого цвета, тем более четкое восприятие предметов фиксируется глазом. Такой же эффект дают и большинство флуоресцентных источников света. А вот низкотемпературные лампы придают интерьеру расплывчатый, загадочный флер. Короче говоря, при дефиците голубого глаз не способен быстро фокусировать изображение. При его же избытке предметы получают излишнюю резкость, что также неестественно. Итак, теплым светом вечернего Солнца (2000-2500° С) светится вольфрамовая спираль обычной лампы накаливания. На спирали галогенной лампы развиваются более высокие температуры — 2900—3300° С. Светом яркого полуденного солнца горят люминесцентные лампы. Их излучение не связано с нагревом — это свечение паров металлов в электрическом разряде, которое преобразуется в видимый свет люминофором. Свечение люминофора — «холодное», родственное северному сиянию, свету светлячков и гнилушек. Люминесцентные лампы, как и лампы накаливания, характеризуются цветовой температурой, значение которой в данном случае достигает 6500° С. Но надо отдавать себе отчет, что эта величина в немалой мере условна. В излучении люминесцентных ламп, независимо от их типа, всегда есть избыток синих или зеленых лучей. И это нужно учитывать при планировании светового решения интерьера. В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве: во-первых, это точечный свет. Световой поток исходит из локализированной точки, находящейся либо на потолке, либо на среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер и т.д.). Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света. Во-вторых, это рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью, как, скажем, у люминесцентных или шарообразных светильников. В-третьих, отраженный свет. Это самый природный и безвредный свет. Всем известно, что лучше читать лежа в гамаке в саду, чем на раскаленном пляже. В лесу солнечные лучи, «спрыгивая» с листка на листок под разным углом, становятся мягкими, рассеянными и не утомляют глаз. И, наоборот, на открытом пространстве от ярко освещенной страницы просто темнеет в глазах. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом отбрасывается на потолок и, лишь затем рассеивается в пространстве. Яркий солнечный свет подсознательно ассоциируется с производственной деятельностью и в большей степени уместен на фабрике или в офисе. В жилом интерьере люминесцентные лампы используются редко, да и то лишь в специальных случаях (например, для освещения растений). Предметный цвет: если предмет не отражает свет, а только поглощает, то он черного цвета, если отражает весь спектр, тогда он белый. Цветной предмет поглощает часть спектра, а его цвет определяется длиной волны отраженного света. Иными словами, пока предмет не освещен, он вообще не обладает такой характеристикой, как цвет. К примеру, возьмем спелый помидор, отражающий только красные лучи и поглощающий все остальные. Если его осветить синим светом, он не отразит ничего и останется черным! То есть цвет предметов зависит от цветовой характеристики осветителя, и порой радикально (например, чтобы голубой вечерний свет «не убил» красный диван, его необходимо подсветить теплым светом желтой лампы). Цветность источника света обусловлена не только характеристиками лампы, но и цветом абажура. Теплый желтый свет напольного торшера сможет подчеркнуть яркость рисунка ковра или дивана, выполненного в коричневой гамме, но в то же время способен исказить до неузнаваемости холодный небесно-голубой тон атласного покрывала. Причем заранее трудно бывает предсказать результат взаимодействия цветов осветителя и предмета. Выход из положения можно найти только экспериментальным путем. По возможности проверьте образцы коврового покрытия, шторы или мебельной обивки в магазине на «совместимость» с осветительным прибором перед его приобретением. Добавка синего цвета в освещении подчеркивает контуры предметов, выявляет белизну кафеля, но пользоваться этим приемом рекомендуется с осторожностью. Синий уместен в ванной и туалете, если вам по душе атмосфера стерильности и блеск никелированных деталей. Важно построить освещение так, чтобы ваше отражение в зеркале формировалось лампой, не имеющей синей составляющей. Иначе вы всегда будете недовольны собой. Избыток синего категорически противопоказан на кухне и в столовой. Синеватый отсвет на продуктах питания наверняка не улучшит аппетита, да и «синюшность» собеседника к задушевному разговору вряд ли расположит. С помощью правильного выбора системы освещения можно зрительно подкорректировать пропорции помещения. Например, продольное освещение одной из стен визуально увеличивает короткое помещение, а ярко освещенный потолок кажется более высоким. Если комната слишком длинная, то гармонизировать ее размеры помогает световое акцентирование удаленной стены. При этом другие стены должны быть освещены равномерно. Чтобы уменьшить высоту потолка, применяют освещение стен потолочными светильниками, направленными на стены. Если перед Вами стоит задача визуально «повысить» комнату, следует избегать тяжелых и громоздких потолочных осветительных приборов типа развесистых люстр — ведь современный световой дизайн располагает множеством приемлемых альтернатив, не перегружающих пространство. Освещение стены в конце коридора сделает его шире. Стену с окнами следует оформить в светлых тонах, чтобы простенок не контрастировал с окном. Потолок также должен быть светлым, чуть голубоватым, являя собой протяженный источник отраженного рассеянного света. Для зрительного «приподнятия» или «наклона» потолка необходимо использовать холодные светлые тона и тонкие блестящие текстуры. На них, как тонкий слой грима, «накладывается» свет — и иллюзия готова! Причем в зависимости от формы светового пятна, потолок «съедет» в ту или иную сторону. Равномерная подсветка потолка напольными светильниками или со стороны карнизов фальш-потолка гарантирует плавность его зрительного «парения». Единственное, не стоит освещать плохо отделанную поверхность с неровностями, трещинами и прочими дефектами — свет их моментально подчеркнет. Целям визуального облегчения и расширения жилища может служить монотонная подсветка плоскостей стен. Тут важно соответствие отражающих свойств поверхности и ее цвета характеристикам света, который тонкой пленкой, подобно воде, покрывает стену. Люди часто испытывают непреодолимое желание сменить обстановку, переклеить обои, перекрасить кухню, но это удовольствие не дешевое, оно требует сил и времени. В этом отношении переустановка освещения может оказаться не менее эффективным, но более доступным средством.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»: © 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |