Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Всепроникающий свет

Освещению современные дизайнеры и архитекторы придают как никогда большое значение. Его делят на виды, типы, систематизируют и группируют... Естественное и искусственное, функциональное и декоративное, верхнее и нижнее — все это уже давно органичная часть не только интерьера, но и Дома — его облика, его «души». Можно предположить, что здесь в человеке говорит инстинкт гораздо старше первобытного. Все живое любит свет, в этом мы схожи и с растениями, и даже с неразличимыми глазом простейшими. Человек — «создание дневное», поэтому в большинстве случаев он взаимодействует со светом, а не укрывается от него.

Естественный и искусственный свет в истории человеческого Дома

На заре истории, когда единственным видом человеческих жилищ были крытые стоянки первобытного стада, вопрос освещения решался просто. В пещере или хижине обязательно имелся костер-очаг. Дневной свет допускался через входное отверстие и сверху, сквозь потолочный дымоход. В холодное время года естественное освещение практически отсутствовало. Таким образом, уже в примитивных жилищах первобытного человека существовало как естественное, так и искусственное освещение. Естественное подразделялось на верхнее (дымоход) и боковое (входное отверстие). Искусственное было центральным (очаг) и боковым (факел).

Начиная с бронзового века и заканчивая эпохой Римской империи, количество источников естественного света меняется. С развитием человеческого общества и появлением понятия «интерьер» эстетическая функция света стала постепенно уравниваться с утилитарной. Изначально оконный проем был просто узким отверстием, затянутым пузырем или оснащенным ставнем. Попросту говоря, первые узкие окна-бойницы служили для того, чтобы разглядеть подступающего противника и начать оборонительные мероприятия. Назывались эти окна амбразурами. Верхний свет оформляется отверстием-опейоном, имеющим, помимо утилитарного, декоративное значение.

  1. Амбразура — Оконный переплет, обычно в стене большой толщины, выполненный с расширением внутрь помещения. При этом створы окон раскрываются шире для лучшего освещения. Чаще всего — это отверстие в стенах оборонительных сооружений для ведения огня из орудий (в отличие от бойниц, через которые ведется стрельба из ручного оружия).
  2. Опейон (от гр. понятия, обозначающего дымовое отверстие в крыше) — круглое отверстие в верхней линии свода. Употреблялся для освещения.

В русских курных избах, топившихся «по-черному», это отверстие называлось дымником или дымарем. В Греции оно было известно как опейон. Классическим примером верхнего света как основного является опейон Пантеона в Риме. Широкий световой столб, проникающий сквозь круглое отверстие диаметром 8,9 м, создает эффект присутствия богов, скульптурные изображения которых размещены в нишах.

Средние века, готика, романтика, ренессанс, барокко и классицизм породили целую плеяду форм и способов заполнения оконных проемов. Окна становятся украшением фасада, обрастают богатым декором. Они уже не являются сезонными источниками естественного света, которые в холодную пору закрываются глухими рамами. Начиная с эпохи поздней готики, возникают дополнительные ряды окон, что связано с конструктивными особенностями сооружений. В частности, высокие большепролетные готические залы освещаются двойными рядами окон. Разнообразное, ритмически организованное их расположение порождает поразительные световые эффекты, что становится важной чертой стиля. В эпоху ренессанса сформировывается и такой тип естественного освещения, как световой фонарь.

В эпоху Византии и Средневековья окна были небольшими и имели прямоугольное или полуциркульное завершение. Тот, кто мог себе позволить остекление, заказывал на окна подвижные деревянные рамы. В них вставлялись маленькие стекла, разделенные свинцовыми прутками и деревянными поперечинами.

Витражные окна
Рис. 19. Витражные окна обладают особым свойством — даже самый простой интерьер они могут превратить в сказочный мир

Часто стекла были цветными. Окно с полуциркульным завершением могло остекляться в верхней (полукруглой) части, тогда как нижняя закрывалась изнутри глухими деревянными ставнями. Стекла в верхней части делались ромбовидными или круглыми, с утолщением посередине. В готический период окна уже были значительных размеров и разнообразных конфигураций. Наряду с легко представимыми высокими окнами со стрельчатыми завершениями, существовали круглые окна-розетки. Переплеты имели канонические очертания трилистника, крестоцвета или рыбьих пузырей.

Окно-розетка могло заполнять стрельчатое завершение большого окна. Узор переплета получался чрезвычайно сложным и мог сочетать в себе все вышеперечисленные формы. Окно-розетка может располагаться над нижним, обычным, на одной центральной оси, а может иметь собственную ось, относительно которой два нижних окна будут симметричны. Розетка прекрасно смотрится и над входной дверью. Чуть реже (в основном в эпоху поздней готики) встречались окна в виде занавеса: их большие полотна разделялись только вертикальными стойками при полном отсутствии декора в верхней части.

Окна эпохи ренессанса и барокко тоже делились на два основных вида — прямоугольные или с полуциркульным завершением. Иногда встречались арочные завершения в виде занавеса. Заполнение проемов стеклами с частым деревянным и свинцовым переплетом было уже «отработанным», новшеством стало богатое орнаментальное декорирование проемов. Простенки между окнами могли заполняться лепниной или нишами со скульптурой.

Мансарда — еще один источник верхнего естественного света. До недавнего времени она воспринималась как прибежище художников и поэтов, поскольку арендовал чердачное помещение чаще представитель богемы. А верхний свет их наклонных окон и вовсе превращал скромное помещение в комфортную студию. Большая свобода планировки, сообразно с потребностями и склонностями хозяев, позволяла в большей или меньшей степени режиссировать дневной и вечерний свет.

Говорить о моде на мансардные окна нет нужды — в загородном строительстве этот тип дневного освещения применяется повсеместно. Он очень эффективен. Большие по площади помещения не всегда можно осветить с помощью фасадных окон. Дополнительное присутствие дневного света обеспечивается вторым рядом окон, расположенным над основным. Окна верхнего яруса могут быть меньше нижних и отличаться от них по форме.

Еще один способ ввести дневной свет в свое жилище — внутренние окна. Их имеет смысл заложить в проект перепланировки в том случае, если в коридор (холл, прихожую) проникает недостаточно дневного света из комнат и кухни через дверные проемы.

В начале XX в. появился метод вытяжного проката стекол. Это позволило изготавливать стеклянные полотна больших размеров и заполнять ими практически любые проемы, не прибегая к помощи свинцовых решеток и деревянных перемычек. Тогда-то и возникли витрины и витринное стекло. Большие стекла дали мощный импульс для новых архитектурных идей. Самым показательным в этом смысле является Хрустальный дворец в Лондоне, сооруженный в 1851 г. Джорджем Пакстоном. Это поистине знаковое сооружение положило начало архитектуре XX в.

В современных домах можно увидеть оконные проемы практически любой формы. Да и сплошное остекление давно перестало быть достоянием промышленных сооружений и торговых павильонов. Самым первым источником искусственного света был, как уже говорилось, очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями (в Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы, что послужило прообразом бра). Со временем увеличивается число источников искусственного света. Они делятся на подвесные (хорос и паникадило), боковые (канделабрум, лампадарий) и переносные (лампион-лампа). В качестве горючих жидкостей используются различные масла (в том числе ароматические), а также нефть (чаще для наружного освещения и маяков).

  1. Хорос и паникадило — это большие подвесные люстры в храмах (или большой подсвечник для 12 и более свечей, стоящий перед иконами). Подвешиваются они на цепях в центре купольного свода. Паникадила известны с X—XII вв. Тогда выполнялись из металла, свечи в них накалывались на острые шипы. Украшались знаками солнца и птицами — покровительницами света. Паникадила применялись также для освещения парадных помещений княжеских палат. Были широко распространены в XVII в., позднее использовались сравнительно редко из-за ограниченной высоты помещений, а также из-за живописных плафонов, мешавших подвеске.
  2. Канделабрум (лат. — свеча) — первоначально небольшой подсвечник для свечи-тростника, обернутого воском или салом; иногда — ножка переносной лампы, на которую ставили масляную лампу. Впоследствии — подставка с разветвлениями для ламп, курений и т.п. Имеет ножку (треножник) и верхушку в виде тарелки или плоского сосуда. Изготавливался из дерева, тростника, обожженной глины, позже из мрамора, алебастра и других материалов. Мог иметь самую разнообразную форму. Устанавливался на одном месте и не переносился. Позднее канделябр представлял собой подставку с разветвлениями для нескольких свечей или ламп (обычно тоже в виде свечей).
  3. Лампадарий (гр. - свет, факел) — это осветительный прибор, отличающийся от канделябра тем, что лампы на него не ставились, а подвешивались.

В общем, режиссура света становится намного сложнее, что можно связать, во-первых, с усложнением интерьеров жилых, культовых и общественных сооружений, а во-вторых, с появлением эстетических требований к самим светильникам.

Пришедшая вслед за свечами и лампадами эра керосина подарила нам хит в виде лампы «летучая мышь». Дизайн керосиновых светильников был достаточно изыскан (стоит только вспомнить знаменитые настольные светильники Тиффани). До сих пор эти не очень практичные, но безотказные в дачном быту лампы ассоциируются с эпохой декаданса. А упомянутая выше «летучая мышь» многократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников в индустриальном стиле. Такое решение хорошо смотрится на кухнях и в детских. А многочисленные перепевы настольных ламп и ночников эпохи модерн до сих пор прекрасно дополняют интерьеры спален и кабинетов.

Скромные труженики — газовые фонари совершили настоящую революцию в уличном освещении. Интерьерная их разновидность, газовые рожки, мирно уживалась с керосиновыми лампами. И те, и другие отчаянно коптили и не были, что называется, экологически чистыми. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.

Доподлинно не известно, кто изобрел электрическое освещение. Некоторые на полном серьезе утверждают, что лампами накаливания пользовались еще древние египтяне. Доказательство тому — чертеж, обнаруженный в 1969 г. на барельефе древнеегипетского храма богини Хатор, расположенного близ города Дендера. Изображенные на нем колбообразные сосуды со змеями внутри трактуются как лампы с элементом накаливания затейливой формы. Они опираются на специальные подставки, которые легко можно трактовать как фарфоровые изоляторы. Женское божество с двумя кинжалами в руках, изображенное рядом, представляется банальным рубильником.

Но вот доподлинно известно, что электрическую лампочку придумал русский ученый Александр Николаевич Лодыгин в 1874 г. В качестве нити накаливания первоначально использовались обыкновенные швейные нитки, покрытые углем. Они могли светиться в течение сорока часов. Но неутомимый американец Т. Эдисон перебрал самые разнообразные углеродосодержащие вещества — продукты питания, смолы, и обнаружил порядка шести тысяч разновидностей растительного волокна. Победил, в итоге, бамбук (из которого был сделан футляр японского пальмового веера). Но безусловная пальма первенства все же оказалась у вольфрама, предложенного Лодыгиным.

Электродуговую угольную лампу изобрел в 1875 г. П. Н. Яблочков. Ее образно называли электрической свечой. Устройство не имело стеклянной колбы, а стоящие вертикально стержни, оканчивающиеся светящимся элементом, действительно напоминали свечу. Угли располагались параллельно друг другу и разделялись слоем каолина (изолирующего вещества).

Еще одну довольно популярную в свое время электрическую лампу изобрел в 1897 г. немецкий исследователь В. Нернст. Он использовал в качестве элемента накаливания спрессованную смесь оксидов циркония и кальция, которую назвал «массой Нернста». Электрический ток, проходя через стерженек из этого вещества, нагревал его до белого каления. Сегодня электричество — это «воздух». Если вдруг у вас в доме отключают свет на час, то начинается паника. Оно стало необходимым, привычным и обыденным. Электрических светильников великое множество, а разнообразие их форм и материалов просто невероятно.

Итак, многие исторически сложившиеся виды естественного и искусственного освещения и по сей день живут в наших домах, изменяя лишь размер и форму. Дизайн делается более изысканным, применяемые материалы поражают своим количеством и разнообразием (металлы и сплавы, стекло, природный камень).

Принцип расположения источников света в помещениях также существенно не изменился. В больших залах верхний свет (люстра) дополняется опоясывающим рядом боковых светильников (бра). Коридоры и галереи освещаются боковыми источниками (бра) и центральным рядом напольных (канделябры). В приватной зоне (спальня, кабинет) используются все вышеперечисленные типы светильников плюс переносные (подсвечники).

Бурное архитектурное творчество конца XX и начала XXI вв. не ознаменовалось изобретением чего-либо нового. Умелое сочетание исторических форм с новыми материалами и технологиями порождает удивительные по своеобразию объекты. Естественное освещение используется в них очень активно. Большое распространение получили верхний свет и световые фонари.

Искусственное освещение, несмотря на преимущественно электрическую природу, делится все на те же основные группы: верхнее, нижнее, боковое. Его дополняют и разнообразят хорошо известные точечные лампочки, позволяющие равномерно озарять помещение и создавать причудливые световые композиции. Скрытые источники, подсветка мебели и предметов интерьера служат для создания дополнительных эффектов, позволяют расширить или, наоборот, сузить пространство, визуально изменить его геометрию, расставить акценты.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект L-384-1P