При создании своего интерьера не стоит забывать о том, что цветовое решение является одним из важнейших элементов дизайнерского искусства. От того, насколько гармонично подобраны и использованы цвета, во многом зависит, будет ли наш дом уютным и комфортным или, наоборот, «холодным» и раздражающим. Кроме того, как мы уже выяснили, цвет может влиять на ваше настроение, самочувствие и даже личную жизнь. Несмотря на то, что мода каждый год расставляет все новые акценты, несет те или иные тенденции, лучше выбрать цвет, соответствующий вашему стилю и характеру. И если вы будете полагаться на свою фантазию и интуицию, подкрепляя их знаниями, то сможете создать неповторимую и гармоничную атмосферу в доме.
Прежде всего, определитесь со стилем и любимыми цветами. Каждый стиль имеет ограниченный набор колористических комбинаций. И если интерьер будет определяться любимым стилем, то ваша фантазия должна «расцвечиваться» лишь в пределах его строго определенной палитры, будь то барокко, модерн или хай-тек. Заметим, что современные интерьерные стили в этом отношении оставляют большее поле для эксперимента.
Постарайтесь представить конечный результат — каким бы вы хотели видеть ваш будущий интерьер. Четко обозначьте функциональное назначение помещения — будет ли это столовая, детская, спальня. Если пространство не очень большое, рекомендуем ограничиться светлой гаммой. Важно, чтобы цвет и пространство не давили на вас. Приняв во внимание теоретические рекомендации, приступаем к работе:
Выполните набросок вашей комнаты или квартиры в общих чертах. Затем надо его размножить, сделав ксерокопии (если у Вас есть возможность «прорисовать» свою будущую квартиру с помощью компьютерных программ для дизайна — это будет еще эффективнее).
Возьмите акварельные краски и белила ПВА или акриловые краски и воплотите на бумаге несколько вариантов цветового решения вашего пространства. Задача на этом этапе — сделать цветовую композицию интерьера в целом и каждой комнаты в отдельности.
Найдите в своей цветовой «партитуре» центр и периферию, обозначьте важнейшие цветовые акценты. Из 6—8-ми эскизов в цвете выбирайте те, которые устраивают вас по колориту, тону.
Теперь настало время для выкраски. Раскрасьте куски картона в цвета отобранных к работе эскизов. Каждый цвет и тон должны быть представлены. Предположим, необходимые краски вы уже имеете. Обратите внимание на то, что восприятие цвета в пространстве меняется. Поэтому рекомендуем оценивать «попадание» цвета (краски на стене) в цвет эскиза с дистанции 3—6 м.
В практической работе с цветом у вас как декоратора две возможности. Одна — подчинить пространство и подавить архитектуру помещения цветом. Для этой цели используют «тяжелую артиллерию» — «сильные», энергичные контрасты основных цветов. Другой путь — подчиниться пространству, признавая и подчеркивая его приоритет. Такое отношение типично для античных интерьеров, конструктивизма и минимализма. Важнейшим условием цветового оформления интерьера является гармония в сочетании различных цветов и оттенков. Здесь можно выделить физиологические и непосредственно эстетические. К физиологическим факторам зрительного комфорта можно отнести следующие:
Для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения следует придерживаться определенной системы отношений яркостей: нижняя зона помещения — относительно темная, средняя зона светлее и верхняя — самая светлая. Такое распределение яркостей наиболее привычно для человеческого глаза, так как оно наблюдается и в естественной среде. Слишком светлый пол вызывает впечатление хрупкости и непрочности; ходить по нему неприятно.
Следует избегать больших яркостных контрастов. Стену с окнами желательно окрашивать как можно светлее, чтобы простенки меньше контрастировали по яркости с окном;
Если в помещении рассматриваются какие-либо объекты, необходимо обеспечить условия для их наилучшего восприятия. Светлые объекты лучше различимы на темном фоне, а темные — на светлом. В производственных зданиях яркостный контраст между объектом и фоном регламентируется общими и отраслевыми санитарно-гигиеническими нормами. Цвет фона для хроматических объектов выбирается обычно контрастным к цвету объекта, но может быть также ахроматическим соответствующей яркости. Конкретно этот вопрос решается в зависимости от объекта.
Если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне. Так, например, в механическом цехе, где обрабатываются стальные детали, желательно стены и колонны окрашивать в охристо-желтые тона, а в столярном цехе, наоборот, уместнее окраска стен в холодной гамме. То же правило можно применять и в жилом помещении.