Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Теория цвета

Согласитесь, бесцветный интерьер просто невозможен! Цвет является одним из важнейших его элементов, а также наиболее активным и действенным средством придания вашему дому самобытности и неповторимости. Цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах убранства. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли ваш дом уютным и комфортным, или, наоборот, «холодным» и раздражающим. В то же время цвет является наиболее легко изменяемым элементом интерьера. Ведь перед любым ремонтом или переустройством вы всегда продумываете, какого цвета у вас будут стены, полы, или шторы.

Практика показывает, что строить цветовую среду жилища с использованием только одного цвета невозможно. Это происходит в силу того, что человек сформировался под воздействием утонченных переливов цвета закатного неба, золота и багрянца осенних листьев, перламутровых отблесков озерной водной глади и т. д. И в повседневной жизни ему необходимо цветовое многообразие. Самый благоприятный с психофизиологической точки зрения цвет при длительном воздействии и большой насыщенности приводит к значительному зрительному утомлению, которое может быть снято группой контрастных цветов.

Цвета каждого помещения, расположенные с учетом их площади и реального соседства, образуют колерную карту квартиры. При построении ее желательно провести опрос членов семьи и отобрать те цвета, которые называются в качестве наиболее предпочитаемых. Затем отобрать несколько цветов для общей комнаты квартиры; в зависимости от характеристик цветов наметить построение нюансного или контрастного типа гармоний; из названных цветов предпочтения выбрать цвета для остальных помещений квартиры и определить логическую последовательность их соподчинения друг другу. В выборе цветовой группы необходимо учитывать следующие факторы: светлым или темным является каждое помещение в дневное время, каким источником оно освещается в вечернее время, на какую сторону горизонта выходят окна помещения.

Чтобы не ошибиться в своем выборе, необходимо знать основы теории цвета. Все цвета можно получить, смешивая в различных соотношениях три первичных цвета: красный, желтый и голубой. Смешивая их попарно можно получить три новых вторичных цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Цветовой круг
Рис. 18. Цветовой круг

Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит. Его можно подобрать для всего жилища в целом и для каждой комнаты в отдельности. Колорит, как известно, бывает теплый и холодный. К теплым тонам относят цвета от желтого до красно-фиолетового, к холодным — от фиолетового до желто-зеленого. Теплые цвета называют также приближающими, так как окрашенные ими поверхности кажутся ближе, чем на самом деле. Помещения, окрашенные в эти цвета, выглядят теплыми и гостеприимными, но при этом, меньшими по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими, так как благодаря им помещение становится более просторным и холодным на вид. Цветовой круг (рис. 18) помогает также создать гармонию и контраст цветов. Цвета, соседствующие или близкие, называются гармоничными и действуют успокаивающе. Однако слишком гармоничное, однообразное цветовое решение помещения будет выглядеть монотонным и утомительным. Идеальной цветовой схемой будет гармоничная основа с разумным добавлением контрастных элементов.

Очень важно выявить нюансную или контрастную гармонию. Рассмотрим характерные признаки нюансных цветовых отношений. Нюансное гармоническое цветосочетание — это такое сочетание, главной чертой которого является сближенность или сходство цветов. Существуют различные нюансные гаммы. Монохроматическая гамма — сочетание оттенков в пределах одного цветового тона (например, синий, средне-синий, светло-синий). Гамма из цветов разного цветового тона, близко расположенных в круге спектральных цветов (например, красный и красно-оранжевый, синий и фиолетовый и т.п.). Гамма, построенная на сочетании двух близких по тону цветов и промежуточного цвета, полученного из их смеси (например, желтый, оранжевый, желто-оранжевый). Ахроматическая гармония — сочетание разных по светлоте оттенков серого цвета. Гамма, основанная на сочетании ахроматических и хроматических цветов (например, серый и голубой, серый и желтый).

Контрастное гармоническое цветосочетание — это такое сочетание, главной чертой которого является противопоставление цветов — различие в цветовом тоне, а зачастую и в светлоте или насыщенности. Рассмотренные выше типы ахроматических нюансных гармоний можно усилить, довести до контрастного противопоставления и получить контрастную гамму, построенную на сочетании самых удаленных по светлоте оттенков ахроматического цвета (например, бело-черное сочетание), на сочетании светлого ахроматического с насыщенным и ярким хроматическим цветом (светло-серый и красный, синий, зеленый и т.п.).

Наиболее сильные контрастные гаммы строятся на противопоставлении дополнительных и контрастных цветов. Дополнительные цвета располагаются на двух противоположных концах диаметра цветового круга. Вращая в цветовом круге его диаметр, равносторонний треугольник или квадрат, можно получить контрастные гаммы равноудаленных в цветовом круге цветов — контрастные пары, триады, четырехцветия.

Контрастные цвета близки к дополнительным, но не совпадают с ними. Исключение составляет цветовая пара «красный — зеленый». Эта пара является одновременно дополнительной и контрастной. Для остальных цветов, чтобы подобрать контрастный цвет к выбранному, необходимо провести следующее действие. Надо положить цветной образец на белый фон, не отводя взгляда смотреть в течение 20—30 секунд в центр образца, а потом перевести взгляд на белый фон. Мы увидим цвет, контрастный цвету образца. Если запомнить этот цвет и подобрать соответствующий ему цветной образец, то получится контрастная пара — активная, взаимоочищаюшаяся. Эти цвета взаимно подпитывают друг друга, в первый момент восприятия они кажутся более насыщенными, чем те же цвета, взятые отдельно. Дополнительные и контрастные цвета при смешивании дают серые, ахроматические цвета. Поэтому пара исходных цветов, дополненная полученным в результате их смешения серым цветом, дает интересное развитие контрастной гаммы. Получить контрастные гаммы можно также следующими способами:

  • используя два смежных или близко расположенных в цветовом круге цвета и цвет, дополнительный к их среднему значению;
  • используя два цвета, достаточно далеко разнесенных в цветовом круге, но находящихся ближе, чем дополнительные цвета, и их механическую смесь;
  • используя три цвета, равномерно отдаленных друг от друга в цветовом круге.

Таким образом, в качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Первый шаг в выборе будущей палитры сделайте, руководствуясь тем, каковы притязания людей, населяющих жилище. Для молодых людей, предпочитающих активный образ жизни, шумные вечеринки, подходят смелые контрастные решения (фиолетовый с желтым, синий с оранжевым и даже красный с зеленым). Тем же, для кого дом — прежде всего, место покоя и уюта, лучше строить цветовое решение на нюансах - то есть либо подбирать оттенки цвета, выбранного за основной, либо светлые оттенки других цветов. А уже затем на этом ненавязчивом фоне можно разместить отдельные контрастные пятна — темную мебель, разноцветные витражи, эффектные вазы.

Вторым шагом будет обращение к стилю будущего интерьера. Например, интерьер в стиле хай-тек может быть построен на цветовом контрасте («родителями» хай-тека были минимализм и поп-арт; последний как раз позволяет использовать яркие, открытые цвета). Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать полотно поп-арта.

В классическом интерьере пространство раскрывается, перетекая из одного объема в другой. Если вы предпочитаете классику, избегайте контрастов — резкой смены объемов, ритмов, света и цвета. Здесь ваш рабочий прием не контраст, а нюанс. Осторожно и сдержанно «нанизывайте» цветовые объемы один на другой. Сделайте так, чтобы пространство раскрывалось постепенно, плавно разворачиваясь к зрителю: переходило в другое без резких поворотов, перепадов уровней пола и высоты потолков, без случайных, непродуманных смен ракурса.

В цветовом решении интерьера огромное значение имеет плоскость. И от умения обращаться с нею, подчиняя своим желаниям, зависит ваш успех как декоратора. Кроме того, практическая жизнь постоянно ставит проблему красоты плоскости, пятна и линии даже перед непрофессионалами. Дизайнеры часто используют способность цвета оживлять, одухотворять инертную нейтральную плоскость. В русле проблемы преображения плоскости цветом в искусстве существует целое направление под названием оп—арт, или оптическое искусство.

Что же способен сделать цвет с плоскостью? С его помощью можно либо выразить и подчеркнуть плоскость в пространстве, либо скрыть, «уничтожить». Выявление происходит, если вы красите стену каким-либо одним интенсивным цветом, но только не белым. Этот прием подчеркивает плоскостные свойства стены. Другой прием, напротив, ведет к «разрушению» плоскости. Если вы разбиваете поверхность стены фреской, или покрываете орнаментом, или развешиваете на ней ковер и оружие, то плоскость уничтожается. Она просто исчезает под реальными или иллюзорными украшениями.

Колористическая комбинация должна выбираться в соответствии с тем или иным стилем. Например, возьмем желтые тона и стиль барокко. Для оформления квартиры вы выбираете пять-шесть различных оттенков одного цвета — желтого. Эта гамма разыгрывается следующим образом. Начать надо с нейтральных, свежих тонов: например, колер стен делаете бледно-золотистым. Затем применяете чуть более насыщенные оттенки основного цвета: ковролин или натуральное дерево паркета — от светло-охристого до сочного золотисто-коричневого. Следующий «аккорд» — желтая обивка мебели, всегда прекрасно сочетающаяся с натуральным цветом дуба, ясеня, карельской березы или тополя. Законченность замыслу придаст яркая позолота в отделке мебели, элементах декора или орнаменте потолка. И вот наш «живописный» дизайн создал единую цветовую и тоновую гамму столь любимого нынче стиля барокко.

От цветового оформления требуется соответствие стилю и подчинение единой композиции — как пространственной, так и колористической. Законченный образ интерьера в конечном итоге формируется благодаря цвету, ведь именно он чаще всего ассоциируется с красотой. Красота жилища возможна только при обдуманном сочетании цвета стен, пола и потолка с тональностью мебельных фанеровок, цветом обивки, рисунком драпировки, ковра и даже украшений на стенах - картин, гравюр и т. п.

---

Ссылки по теме, читайте также:

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ





© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект K-251-1D