Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Теория цветаСогласитесь, бесцветный интерьер просто невозможен! Цвет является одним из важнейших его элементов, а также наиболее активным и действенным средством придания вашему дому самобытности и неповторимости. Цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах убранства. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли ваш дом уютным и комфортным, или, наоборот, «холодным» и раздражающим. В то же время цвет является наиболее легко изменяемым элементом интерьера. Ведь перед любым ремонтом или переустройством вы всегда продумываете, какого цвета у вас будут стены, полы, или шторы. Практика показывает, что строить цветовую среду жилища с использованием только одного цвета невозможно. Это происходит в силу того, что человек сформировался под воздействием утонченных переливов цвета закатного неба, золота и багрянца осенних листьев, перламутровых отблесков озерной водной глади и т. д. И в повседневной жизни ему необходимо цветовое многообразие. Самый благоприятный с психофизиологической точки зрения цвет при длительном воздействии и большой насыщенности приводит к значительному зрительному утомлению, которое может быть снято группой контрастных цветов. Цвета каждого помещения, расположенные с учетом их площади и реального соседства, образуют колерную карту квартиры. При построении ее желательно провести опрос членов семьи и отобрать те цвета, которые называются в качестве наиболее предпочитаемых. Затем отобрать несколько цветов для общей комнаты квартиры; в зависимости от характеристик цветов наметить построение нюансного или контрастного типа гармоний; из названных цветов предпочтения выбрать цвета для остальных помещений квартиры и определить логическую последовательность их соподчинения друг другу. В выборе цветовой группы необходимо учитывать следующие факторы: светлым или темным является каждое помещение в дневное время, каким источником оно освещается в вечернее время, на какую сторону горизонта выходят окна помещения. Чтобы не ошибиться в своем выборе, необходимо знать основы теории цвета. Все цвета можно получить, смешивая в различных соотношениях три первичных цвета: красный, желтый и голубой. Смешивая их попарно можно получить три новых вторичных цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит. Его можно подобрать для всего жилища в целом и для каждой комнаты в отдельности. Колорит, как известно, бывает теплый и холодный. К теплым тонам относят цвета от желтого до красно-фиолетового, к холодным — от фиолетового до желто-зеленого. Теплые цвета называют также приближающими, так как окрашенные ими поверхности кажутся ближе, чем на самом деле. Помещения, окрашенные в эти цвета, выглядят теплыми и гостеприимными, но при этом, меньшими по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими, так как благодаря им помещение становится более просторным и холодным на вид. Цветовой круг (рис. 18) помогает также создать гармонию и контраст цветов. Цвета, соседствующие или близкие, называются гармоничными и действуют успокаивающе. Однако слишком гармоничное, однообразное цветовое решение помещения будет выглядеть монотонным и утомительным. Идеальной цветовой схемой будет гармоничная основа с разумным добавлением контрастных элементов. Очень важно выявить нюансную или контрастную гармонию. Рассмотрим характерные признаки нюансных цветовых отношений. Нюансное гармоническое цветосочетание — это такое сочетание, главной чертой которого является сближенность или сходство цветов. Существуют различные нюансные гаммы. Монохроматическая гамма — сочетание оттенков в пределах одного цветового тона (например, синий, средне-синий, светло-синий). Гамма из цветов разного цветового тона, близко расположенных в круге спектральных цветов (например, красный и красно-оранжевый, синий и фиолетовый и т.п.). Гамма, построенная на сочетании двух близких по тону цветов и промежуточного цвета, полученного из их смеси (например, желтый, оранжевый, желто-оранжевый). Ахроматическая гармония — сочетание разных по светлоте оттенков серого цвета. Гамма, основанная на сочетании ахроматических и хроматических цветов (например, серый и голубой, серый и желтый). Контрастное гармоническое цветосочетание — это такое сочетание, главной чертой которого является противопоставление цветов — различие в цветовом тоне, а зачастую и в светлоте или насыщенности. Рассмотренные выше типы ахроматических нюансных гармоний можно усилить, довести до контрастного противопоставления и получить контрастную гамму, построенную на сочетании самых удаленных по светлоте оттенков ахроматического цвета (например, бело-черное сочетание), на сочетании светлого ахроматического с насыщенным и ярким хроматическим цветом (светло-серый и красный, синий, зеленый и т.п.). Наиболее сильные контрастные гаммы строятся на противопоставлении дополнительных и контрастных цветов. Дополнительные цвета располагаются на двух противоположных концах диаметра цветового круга. Вращая в цветовом круге его диаметр, равносторонний треугольник или квадрат, можно получить контрастные гаммы равноудаленных в цветовом круге цветов — контрастные пары, триады, четырехцветия. Контрастные цвета близки к дополнительным, но не совпадают с ними. Исключение составляет цветовая пара «красный — зеленый». Эта пара является одновременно дополнительной и контрастной. Для остальных цветов, чтобы подобрать контрастный цвет к выбранному, необходимо провести следующее действие. Надо положить цветной образец на белый фон, не отводя взгляда смотреть в течение 20—30 секунд в центр образца, а потом перевести взгляд на белый фон. Мы увидим цвет, контрастный цвету образца. Если запомнить этот цвет и подобрать соответствующий ему цветной образец, то получится контрастная пара — активная, взаимоочищаюшаяся. Эти цвета взаимно подпитывают друг друга, в первый момент восприятия они кажутся более насыщенными, чем те же цвета, взятые отдельно. Дополнительные и контрастные цвета при смешивании дают серые, ахроматические цвета. Поэтому пара исходных цветов, дополненная полученным в результате их смешения серым цветом, дает интересное развитие контрастной гаммы. Получить контрастные гаммы можно также следующими способами:
Таким образом, в качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Первый шаг в выборе будущей палитры сделайте, руководствуясь тем, каковы притязания людей, населяющих жилище. Для молодых людей, предпочитающих активный образ жизни, шумные вечеринки, подходят смелые контрастные решения (фиолетовый с желтым, синий с оранжевым и даже красный с зеленым). Тем же, для кого дом — прежде всего, место покоя и уюта, лучше строить цветовое решение на нюансах - то есть либо подбирать оттенки цвета, выбранного за основной, либо светлые оттенки других цветов. А уже затем на этом ненавязчивом фоне можно разместить отдельные контрастные пятна — темную мебель, разноцветные витражи, эффектные вазы. Вторым шагом будет обращение к стилю будущего интерьера. Например, интерьер в стиле хай-тек может быть построен на цветовом контрасте («родителями» хай-тека были минимализм и поп-арт; последний как раз позволяет использовать яркие, открытые цвета). Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать полотно поп-арта. В классическом интерьере пространство раскрывается, перетекая из одного объема в другой. Если вы предпочитаете классику, избегайте контрастов — резкой смены объемов, ритмов, света и цвета. Здесь ваш рабочий прием не контраст, а нюанс. Осторожно и сдержанно «нанизывайте» цветовые объемы один на другой. Сделайте так, чтобы пространство раскрывалось постепенно, плавно разворачиваясь к зрителю: переходило в другое без резких поворотов, перепадов уровней пола и высоты потолков, без случайных, непродуманных смен ракурса. В цветовом решении интерьера огромное значение имеет плоскость. И от умения обращаться с нею, подчиняя своим желаниям, зависит ваш успех как декоратора. Кроме того, практическая жизнь постоянно ставит проблему красоты плоскости, пятна и линии даже перед непрофессионалами. Дизайнеры часто используют способность цвета оживлять, одухотворять инертную нейтральную плоскость. В русле проблемы преображения плоскости цветом в искусстве существует целое направление под названием оп—арт, или оптическое искусство. Что же способен сделать цвет с плоскостью? С его помощью можно либо выразить и подчеркнуть плоскость в пространстве, либо скрыть, «уничтожить». Выявление происходит, если вы красите стену каким-либо одним интенсивным цветом, но только не белым. Этот прием подчеркивает плоскостные свойства стены. Другой прием, напротив, ведет к «разрушению» плоскости. Если вы разбиваете поверхность стены фреской, или покрываете орнаментом, или развешиваете на ней ковер и оружие, то плоскость уничтожается. Она просто исчезает под реальными или иллюзорными украшениями. Колористическая комбинация должна выбираться в соответствии с тем или иным стилем. Например, возьмем желтые тона и стиль барокко. Для оформления квартиры вы выбираете пять-шесть различных оттенков одного цвета — желтого. Эта гамма разыгрывается следующим образом. Начать надо с нейтральных, свежих тонов: например, колер стен делаете бледно-золотистым. Затем применяете чуть более насыщенные оттенки основного цвета: ковролин или натуральное дерево паркета — от светло-охристого до сочного золотисто-коричневого. Следующий «аккорд» — желтая обивка мебели, всегда прекрасно сочетающаяся с натуральным цветом дуба, ясеня, карельской березы или тополя. Законченность замыслу придаст яркая позолота в отделке мебели, элементах декора или орнаменте потолка. И вот наш «живописный» дизайн создал единую цветовую и тоновую гамму столь любимого нынче стиля барокко. От цветового оформления требуется соответствие стилю и подчинение единой композиции — как пространственной, так и колористической. Законченный образ интерьера в конечном итоге формируется благодаря цвету, ведь именно он чаще всего ассоциируется с красотой. Красота жилища возможна только при обдуманном сочетании цвета стен, пола и потолка с тональностью мебельных фанеровок, цветом обивки, рисунком драпировки, ковра и даже украшений на стенах - картин, гравюр и т. п. --- Ссылки по теме, читайте также:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |