Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Скажи, где твой дом...

Сложный ассоциативный пласт стоит за восприятием цветовых сочетаний. Здесь и общие природные ассоциации, и влияние культурных традиций народа, и личные переживания и ощущения. Общие природные цветовые ассоциации, пожалуй, одинаковые или во многом похожи для людей разных народов и рас. Синий — цвет неба, желтый — солнца, а красный — цвет пламени. Однако не стоит забывать, что насыщенность цвета неба, яркость солнца, зелень травы и деревьев, цвет воды и почвы несколько варьируются в зависимости от климатических зон. И от того, какие природные особенности, какие краски окружают человека на его родине, зависит, в определенной мере, и цветовое пристрастие человека.

Цветовое окружение — одна из характерных черт климата, влияет и на темперамент человека, так как обилие ярких красок стимулирует эмоции, обостряет чувства. Тут и вступает в силу «память предков», на уровне подсознания мы любим и выбираем то, что традиционно определяется национальными особенностями.

Динамизм нашей современной жизни, высокий уровень культуры больших слоев населения, развитие средств массовой информации, туризм и миграционные процессы способствуют межкультурному обогащению, взаимопередаче национальных особенностей. И сейчас по одежде человека, его цветовым пристрастиям бывает очень трудно определить, в какой части света он живет.

Но культурные традиции все еще имеют большое значение в укладе жизни людей, а они, в свою очередь, зависят от географического положения страны. У народов северных широт — большую часть года зима с белым снегом, а лето короткое и блеклое. В холодных странах Скандинавии защищенность дома и уют в нем стали почти культом. Именно пристальное внимание к меблировке и комфорту в доме и породило в начале XX в. бурное развитие своеобразного скандинавского мебельного дизайна.

Цветовая палитра северных широт достаточно скудная: темный цвет хвои, серые камни, серое море, серо-голубое небо, луговые цветы нежных бледных оттенков. Поэтому северяне, как правило, отдают предпочтение спокойным тонам. В интерьерах их домов мало пестроты, светлые стены, много натурального светлого дерева, цвета приближены к природным, все добротно и удобно. С другой стороны, отсутствие натуральных ярких красок в природе рождает желание немного «раскрасить» свой мир. В одежде шведов, например, натуральные цвета тканей (белые, цвета льна, приглушенно-зеленые, синие) дополняются красным. А в спокойном колорите интерьеров часто присутствуют яркие праздничные пятна.

Англичане, живущие тоже в довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали способ расцвечивать свою жизнь, привнося цветочные мотивы в интерьер. Светлые шторы с крупными яркими букетами закрывают туман и мелкий дождик за окном, а диван с красными розами, напоминает ухоженный цветник. Шотландцы же яркой клеткой своих юбок обозначают принадлежность к определенному роду, за каждым из которых с древности строго закреплены свои цвета.

Антипод блеклому, морозному или туманному северу — не только географический, но и живописный — юг. Марокко — древний Танжер — с его яркой экзотичностью: слепящим солнцем, синим морем, белым песком пляжей. Скалы, живописные бухты, старинные минареты, зелень садов и сочная спелость плодов, впитавших южное солнце. Искусство этого края характеризует ярко выраженная декоративность. В средние века здесь возник орнамент — «музыка для глаз» — арабеска. Узор состоит из переплетения стилизованных растительных мотивов, геометрических фигур или каллиграфических надписей арабской вязью. Большие площади стен минаретов и жилых домов покрывались сплошным ковром узоров в характерной для мусульманства сине-зеленой гамме. Марокканский стиль — это буйство ярких красок: всевозможных оттенков красного от терракотово-красного и малинового до лилово-красного и бордо. Самые невероятные сочетания красок в интерьере возможно в марокканском стиле: лиловое с зеленым и фиолетовым, синее с сиреневым и приглушенно-оранжевым. И все это еще покрыто пестрым цветным узором. Этот край, рождающий поистине красочный карнавал очень любил Матисс — непревзойденный художник сочного цвета.

На цветовое предпочтение жителей Западной Европы большое влияние оказала живопись, родившаяся из церковной иконописи, которая, в свою очередь имела византийские корни. Типичные цвета ранневизантийской церковной живописи, определялись установленными канонами и имели четкую символизацию: пурпурный цвет — важнейший в византийской культуре, цвет божественного и императорского достоинства, а также «страстей господних», красный — символ жизни, белый — символ божественного света, святости и чистоты, синий и голубой воспринимались как символы трансцендентного, непознаваемого мира. Во времена Возрождения краски становятся более сочными и «земными»: Богоматерь одета в синий, символизирующий небо, плащ с золотым подбоем и темно-красное платье, говорящее о ее безмерной материнской любви.

По колориту церковной и светской живописи Европы можно определить и периоды социальных потрясений или ужесточение диктата церкви. Так во времена Инквизиции в Испании с мертвенным унынием жизни, краски полотен Эль Греко темные, напряженные. Даже использование художником ярких красок в неожиданных сочетаниях (желтых или ярко-розовых по красному, желтых по зеленому) создает ощущение беспокойной борьбы противостоящих цветов. Позже, когда живопись в Европе перестала быть достоянием церкви, начался период ее бурного развития. Поистине бесценен вклад европейского искусства в мировую культуру. Талантливые художники разных поколений, национальностей и направлений в живописи от французских импрессионистов до русских передвижников оставили миру произведения тонкого и сложного колорита, цвет в их произведениях живет, светится и удивляет.

Нашу страну можно отнести скорее к северному, чем к южному климату. Зима у нас длится почти полгода, и поэтому тоска по солнечному свету почти не проходит. И, возможно, это объясняет то, что в последнее время, освободившись от штампов «совка» в русском дизайне все чаще встречаются яркие цвета. Московский архитектор Павел Романов авторитетно заявляет: «У нас все тоскуют по цвету, даже если не отдают себе в этом отчета». По его мнению, детство у нас было тусклое, серое, если не считать красных галстуков. Да и природа в России неяркая. Где-нибудь в Италии круглый год зелень и цветы, а пастельные оттенки кажутся глубокими и насыщенными. У нас же они — холодные и сдержанные, как и цвета улиц. Поэтому многие лелеют мечту о создании дома солнечного теплого островка.

В общем, как дом нарисуешь, так в нем и будешь жить. Беритесь скорее за кисти и краски, ибо цвет — самый быстрый и дешевый способ немного подправить надоевший климат и вообще улучшить настроение. Насколько бедна была бы наша жизнь без ярких красок природы или творений человека, независимо от того, в какой части планеты мы живем. Цвет несет нам радость и печаль, будоражит и успокаивает, лечит и предупреждает об опасности.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект G-151-1P