Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Скажи, где твой дом...Сложный ассоциативный пласт стоит за восприятием цветовых сочетаний. Здесь и общие природные ассоциации, и влияние культурных традиций народа, и личные переживания и ощущения. Общие природные цветовые ассоциации, пожалуй, одинаковые или во многом похожи для людей разных народов и рас. Синий — цвет неба, желтый — солнца, а красный — цвет пламени. Однако не стоит забывать, что насыщенность цвета неба, яркость солнца, зелень травы и деревьев, цвет воды и почвы несколько варьируются в зависимости от климатических зон. И от того, какие природные особенности, какие краски окружают человека на его родине, зависит, в определенной мере, и цветовое пристрастие человека. Цветовое окружение — одна из характерных черт климата, влияет и на темперамент человека, так как обилие ярких красок стимулирует эмоции, обостряет чувства. Тут и вступает в силу «память предков», на уровне подсознания мы любим и выбираем то, что традиционно определяется национальными особенностями. Динамизм нашей современной жизни, высокий уровень культуры больших слоев населения, развитие средств массовой информации, туризм и миграционные процессы способствуют межкультурному обогащению, взаимопередаче национальных особенностей. И сейчас по одежде человека, его цветовым пристрастиям бывает очень трудно определить, в какой части света он живет. Но культурные традиции все еще имеют большое значение в укладе жизни людей, а они, в свою очередь, зависят от географического положения страны. У народов северных широт — большую часть года зима с белым снегом, а лето короткое и блеклое. В холодных странах Скандинавии защищенность дома и уют в нем стали почти культом. Именно пристальное внимание к меблировке и комфорту в доме и породило в начале XX в. бурное развитие своеобразного скандинавского мебельного дизайна. Цветовая палитра северных широт достаточно скудная: темный цвет хвои, серые камни, серое море, серо-голубое небо, луговые цветы нежных бледных оттенков. Поэтому северяне, как правило, отдают предпочтение спокойным тонам. В интерьерах их домов мало пестроты, светлые стены, много натурального светлого дерева, цвета приближены к природным, все добротно и удобно. С другой стороны, отсутствие натуральных ярких красок в природе рождает желание немного «раскрасить» свой мир. В одежде шведов, например, натуральные цвета тканей (белые, цвета льна, приглушенно-зеленые, синие) дополняются красным. А в спокойном колорите интерьеров часто присутствуют яркие праздничные пятна. Англичане, живущие тоже в довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали способ расцвечивать свою жизнь, привнося цветочные мотивы в интерьер. Светлые шторы с крупными яркими букетами закрывают туман и мелкий дождик за окном, а диван с красными розами, напоминает ухоженный цветник. Шотландцы же яркой клеткой своих юбок обозначают принадлежность к определенному роду, за каждым из которых с древности строго закреплены свои цвета. Антипод блеклому, морозному или туманному северу — не только географический, но и живописный — юг. Марокко — древний Танжер — с его яркой экзотичностью: слепящим солнцем, синим морем, белым песком пляжей. Скалы, живописные бухты, старинные минареты, зелень садов и сочная спелость плодов, впитавших южное солнце. Искусство этого края характеризует ярко выраженная декоративность. В средние века здесь возник орнамент — «музыка для глаз» — арабеска. Узор состоит из переплетения стилизованных растительных мотивов, геометрических фигур или каллиграфических надписей арабской вязью. Большие площади стен минаретов и жилых домов покрывались сплошным ковром узоров в характерной для мусульманства сине-зеленой гамме. Марокканский стиль — это буйство ярких красок: всевозможных оттенков красного от терракотово-красного и малинового до лилово-красного и бордо. Самые невероятные сочетания красок в интерьере возможно в марокканском стиле: лиловое с зеленым и фиолетовым, синее с сиреневым и приглушенно-оранжевым. И все это еще покрыто пестрым цветным узором. Этот край, рождающий поистине красочный карнавал очень любил Матисс — непревзойденный художник сочного цвета. На цветовое предпочтение жителей Западной Европы большое влияние оказала живопись, родившаяся из церковной иконописи, которая, в свою очередь имела византийские корни. Типичные цвета ранневизантийской церковной живописи, определялись установленными канонами и имели четкую символизацию: пурпурный цвет — важнейший в византийской культуре, цвет божественного и императорского достоинства, а также «страстей господних», красный — символ жизни, белый — символ божественного света, святости и чистоты, синий и голубой воспринимались как символы трансцендентного, непознаваемого мира. Во времена Возрождения краски становятся более сочными и «земными»: Богоматерь одета в синий, символизирующий небо, плащ с золотым подбоем и темно-красное платье, говорящее о ее безмерной материнской любви. По колориту церковной и светской живописи Европы можно определить и периоды социальных потрясений или ужесточение диктата церкви. Так во времена Инквизиции в Испании с мертвенным унынием жизни, краски полотен Эль Греко темные, напряженные. Даже использование художником ярких красок в неожиданных сочетаниях (желтых или ярко-розовых по красному, желтых по зеленому) создает ощущение беспокойной борьбы противостоящих цветов. Позже, когда живопись в Европе перестала быть достоянием церкви, начался период ее бурного развития. Поистине бесценен вклад европейского искусства в мировую культуру. Талантливые художники разных поколений, национальностей и направлений в живописи от французских импрессионистов до русских передвижников оставили миру произведения тонкого и сложного колорита, цвет в их произведениях живет, светится и удивляет. Нашу страну можно отнести скорее к северному, чем к южному климату. Зима у нас длится почти полгода, и поэтому тоска по солнечному свету почти не проходит. И, возможно, это объясняет то, что в последнее время, освободившись от штампов «совка» в русском дизайне все чаще встречаются яркие цвета. Московский архитектор Павел Романов авторитетно заявляет: «У нас все тоскуют по цвету, даже если не отдают себе в этом отчета». По его мнению, детство у нас было тусклое, серое, если не считать красных галстуков. Да и природа в России неяркая. Где-нибудь в Италии круглый год зелень и цветы, а пастельные оттенки кажутся глубокими и насыщенными. У нас же они — холодные и сдержанные, как и цвета улиц. Поэтому многие лелеют мечту о создании дома солнечного теплого островка. В общем, как дом нарисуешь, так в нем и будешь жить. Беритесь скорее за кисти и краски, ибо цвет — самый быстрый и дешевый способ немного подправить надоевший климат и вообще улучшить настроение. Насколько бедна была бы наша жизнь без ярких красок природы или творений человека, независимо от того, в какой части планеты мы живем. Цвет несет нам радость и печаль, будоражит и успокаивает, лечит и предупреждает об опасности.
--- Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |