Стройся!!! Строительство, проекты домов Школа современного дизайна   
Поиск Проекты домов Дом, участок, сад Стройка, отделка, ремонт Инж. системы Интерьер, дизайн Статьи Форум, блоги Объявления



Символика цвета

Прекрасный дар природы — способность человека видеть мир разукрашенным всеми цветами радуги. Однако люди так привыкли к этому чуду, что уже даже не удивляются ему. Наоборот, они склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.

Тайна цвета манила человека с очень давних времен. Изучая культуру древних народов, мы находим примеры того, что цвет использовался как символ обозначения принадлежности к различным социальным слоям, кастам, как символический знак для выражения мифологических или религиозных идей. В древности цвет волос божества нередко зависел от окраски посвященного ему животного, поскольку люди приписывали богам привычки и характеры животных и птиц. Воины майя старались иметь волосы красного цвета в знак готовности умереть за родину. Остготы ужасали всех зелеными волосами, а фракийцы — голубыми.

Оккультные науки Востока тоже используют цвет для символизации энергетических центров (чакр) на теле человека. Базовая чакра, в окончании позвоночного столба, обеспечивающая энергетическую связь с землей, а также макушечная высшая духовная чакра, открывающаяся с помощью медитации, ассоциируется с красным цветом. Крестцовая чакра, находящаяся под пупком и отвечающая за движение жидкостей в теле, связывается с оранжевым. Горловая чакра, соединяющая сердце и разум, изображается голубым цветом. Сердечная чакра — центр любви и гармонии обозначается зеленым. Желтый цвет символизирует чакру солнечного сплетения, через которую энергия распределяется по остальным чакрам. Фиолетовый цвет связывается с лобной чакрой, где концентрируется духовная энергия.

В соответствии со знаниями врачевателей Древнего Китая, внутренние органы человека окрашены в определенные цвета: сердце — красного цвета, печень — сине-зеленого, почки — черного, легкие — белого, селезенка и поджелудочная железа — желтого цвета.

На Востоке издревле складывается особое отношение к цвету. По случаю траура китайцы надевали белые одежды, что означало — они сопровождали уходящего в царство чистоты и неба. Белый, считалось, помогает умершему достигнуть верховного царства. Просветление, достижение определенного духовного совершенства, у буддийских монахов связано с оранжевым цветом, считается, что это смесь желтого солнца и красного огня. В древней Японии цвет играл роль точного информационного посыла. И сейчас в известном театре Кабуки цвет играет роль текста, например, если голова героя повязана сиреневой повязкой — значит он смертельно ранен. А большое количество определенного цвета в костюме героя говорит о чертах его характера: лживости, коварстве или добродетели.

В Китае желтый — самый яркий цвет — цвет солнца, золота, божественной власти. Во времена династии Цин этот цвет предназначался только для императора, Сына Неба. Никто другой не смел носить желтой одежды. Желтый цвет был символом высшей мудрости и просвещенности. А вот на Западе значение этого цвета крайне противоположное. Желтый часто считают цветом нездоровья и относятся к нему с недоверием. Связано это с тем, что в Европе желтый крест ставили на чумных домах, а желтый флаг на корабле обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Желтый также считают цветом предательства, ревности, лжи и трусливости. В средневековой Европе люди, чтобы почувствовать себя причастными к вершению правосудия, ночью вымазывали желтой краской двери домов преступников и предателей. В церковном искусстве Каин и Иуда Искариот часто изображались с желтыми бородами. В христианских странах евреев иногда изображают в желтых одеждах, поскольку они «предали Иисуса». Еретики, осужденные испанской инквизицией, сжигались облаченными в желтое, что символизировало их измену Богу.

Также Восток и Запад не находят общего языка и в восприятии фиолетового цвета. Согласно фэн-шуй — древней китайской науке о создании гармоничной окружающей среды, — фиолетовый цвет считается крайне неестественным и, соответственно, неблагоприятным. Так как этот цвет представляет собой сочетание красного и синего, принадлежащих к противоборствующим стихиям огня и воды, он воспринимается китайцами как символ конфликта, тревоги и неуверенности. А вот в Европейской геральдике фиолетовый свидетельствовал о принадлежности к королевской семье.

С давних времен глубокую символику имел красный цвет. Символ страсти, огня, войны, — этот агрессивный и высокоэмоциональный цвет связан в суевериях, прежде всего, с кровью. Многие народы были уверены, что в крови находится душа человека. Считая кровь чудодейственной, люди невольно связывали ее магические свойства с красным цветом. В древности больных и мертвых раскрашивали в красный цвет, иногда кровью, пытаясь влить в них жизненную силу, исцелить или подготовить к загробной жизни. Во многих обрядах и заклинаниях равноценной заменой крови были ярко-красные предметы — ленточки, одежда, цветы. Накрывшись красным покрывалом, лечились от оспы, в XIX в. в Англии было очень популярно средство от скарлатины — красные лоскутки. А в африканских любовных посланиях — длинных нитках цветного бисера — красные бусинки означали: «Я страстно люблю тебя и тоскую». Одежды этого цвета носила Клеопатра. Когда римские полководцы возвращались домой с победой, они облачались в позолоченные доспехи, символизирующие солнце, а лицо окрашивали красной краской, что свидетельствовало о боевом духе. Декларируя поэмы, древние греки облачались в красные одеяния. Синий там считался цветом мертвых, а красный - живых. На рыцарских гербах красный был символом отваги и готовности погибнуть на поле брани. В начале XX в. один конфетный фабрикант, выяснив, что красный цвет усиливает ощущение сладости, понизил содержание сахара в леденцах, окрасив их при этом в красный цвет. В итоге доходы превзошли все ожидания. В католической церкви духовная иерархия выражалась в следующей цветовой символике одежд: пурпурной для кардинала и белой — для пап. Для каждого церковного праздника священнослужители должны были облачаться в одежды предписанных цветов.

Зеленый цвет — привычный нам символ жизни, позитивной энергии и «свободного пути» - иногда в истории приобретал совсем другое значение. Если в одних культурах он считался символом бессмертия, то в древнем Египте зеленый был атрибутом Осириса, покровителя мертвых. Зеленый цвет называли то цветом финансового процветания, а то — банкротства (в некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета). В скандинавском фольклоре это цвет эльфов — символ непослушания и проказ. Еще один интересный факт: если пассажиры на корабельной палубе вдруг замечали зеленый флаг, то неминуема паника и страх. Зеленый флаг в море означает кораблекрушение. Однако такое правило раньше существовало не только в море. До 1893 г. и на сухопутных дорогах зеленый служил для предостережения, в то время как белый позволял двигаться. И все же современные исследователи цвета соглашаются с тем, что зеленый способен вселять надежду. Эту теорию подтвердили городские власти Лондона: когда печально знаменитый мост Блэкфайр, с которого обычно бросались в воду те, кто решил свести счеты с жизнью, перекрасили в зеленый цвет, количество самоубийств снизилось на 34%.

В менталитете многих народов черный и белый цвета занимают особое место. Своими корнями эти представления уходят в далекое прошлое. Так, например, всем нам известно выражение «белая ворона». А вот что такое «белый слон», «печень цвета лилии», «белое перо»? «Белый слон» «пришел» к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, находчивый король этой страны дарил ему большого белого слона, якобы в качестве королевской милости. Однако стоимость прокорма животного быстро разоряла одаренного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, но бесполезное приобретение называют «белым слоном». Выражение «белая печень» («печень цвета лилии») восходит своими корнями к представлению, что печень трусов не имеет крови. Что же касается «белого пера», то показать его — означает проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской — сильные и «задиристые», — вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.

Также белый цвет является символом совершенства, простоты, воздушности, прозрения, святости, невинности. Белые одежды означают чистоту, непорочность, триумф духа над плотью. Белый ассоциируется как с жизнью и любовью, так и со смертью и похоронами. В браке этот цвет символизирует смерть старой жизни и зарождение новой. Во многих странах существует традиция окрашивать стены белым цветом, что связывается с материальной реализацией солнечного дневного света. Ведь недаром в народе день назван белым. Интересно, что слово «кандидат» происходит от латинского — «ослепительно белый».

Символика черного цвета, как цвета смерти тоже имеет свою многовековую историю. Обычай надевать черное в знак скорби родился из боязни перед духами умерших. Облачившись в траур, люди считали себя неуязвимыми и неузнаваемыми. Однако данное представление свойственно далеко не всем культурам. Некоторые народы, раскрашивая свои лица белой краской, хотели обмануть усопшего, притворяясь духами. В Эфиопии, во время погребальных обрядов, надевали серо-коричневые одежды — цвета земли, которая принимает умершего. В южных морях островитяне в данных церемониях используют одежду, раскрашенную черными и белыми полосами. — это является символом того, что надежда и скорбь, свет и тьма, жизнь и смерть всегда чередуются. Белый цвет, который чаще всего используется на Востоке, символизирует здесь счастье и процветание, которые ожидают усопшего в ином мире. Цыгане обычно предпочитают одевать на похороны красное, тем самым, утверждая земную жизнь и энергию.

Таким образом, приведенные выше истории, как нельзя лучше доказывают, что волшебное разноцветие мира воспринимается по-разному не только в разных странах и временах, но и каждым человеком. Наши цветовые пристрастия зависят от многого — от возраста, настроения, сезона, погоды, от изменений в нашем характере, наконец, от моды. Поэтому и существует пословица: «На вкус и цвет товарища нет». Но одно остается неоспоримым: цвет обладает мощнейшей энергией и символикой, у него есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на нас, радует, успокаивает, подбадривает, шокирует, может вызвать или подавить желание работать и даже любить.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ


---

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:




© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™


Проект P-038-1D