Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Композиция в интерьереИнтерьер дома отражает внутреннюю сущность человека — это главное, что нужно помнить. Поэтому сначала надо разобраться в себе: понять, какие цвета Вам нравятся, какую музыку Вы любите, в какой стране мечтаете побывать, чем хотите заниматься в свободное от работы время, наконец, кто Вы и чего хотите добиться в жизни? Все это очень важно, ибо главная задача в создании интерьера — не только «подивить» друзей и знакомых, не только выразить себя, но и создать комфортное жилище, дом. Ваш дом дает возможность выплеснуть внутренний мир и не надо бояться экспериментировать! Оттолкнуться лучше всего от «любимой страны». Например, если Вам нравится культура Востока, главными акцентами интерьера будут растительные узоры и декоративные орнаменты, а если по душе Вам точность швейцарских часов, оформить помещение можно в графическом стиле, используя три основных цвета: черный, белый и один из вспомогательных. Если Вы давно мечтали перекрасить стены в яркие цвета, купить безумную картину или напольную вазу в японском стиле, знайте — пора настала! Но все же есть одно условие. Создание интерьера — искусство. И поэтому все мысли, чувства и «вещи», живущие в вашей голове возможно хаотично, незримо связаны между собой, и ваша задача — объединить их в одном гармоничном дизайне. Помещение необходимо распланировать, выделить главные зоны, наметить акценты, а каждый аксессуар или предмет мебели должен обязательно находить так называемую «поддержку» — другой предмет такого же цвета или с таким же узором, либо предмет интерьера, оформленный в том же стиле. Главное правило создания гармоничного жилого пространства — ничего лишнего! Для того чтобы разобраться в этом, необходимо ознакомиться с тем, что такое композиция. Композиция (от лат. «compositio» — сочинение, составление; соединение, связь) «держит» ваше пространство, организует его и подчиняет так называемым законам композиции. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища. В доисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древнем Риме — внутренний дворик-атриум, в средневековье — камин, и, наконец, в современной квартире смысловым и композиционным центром становится комната, где мы принимаем гостей, а в ней главный герой — друг семьи — телевизор. Если вы строите дом или перепланируете квартиру, постарайтесь внимательно продумать и заранее выделить смысловой центр композиции жилого пространства. Чаще всего таким центром является гостиная или столовая. Композиционный центр столовой или гостиной — обеденный стол, камин, телевизор, журнальный или карточный столик — вы назначаете лично или он определяется сам собой, в соответствии с традициями и образом жизни семьи. Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Пространственная композиция интерьера определяется планировкой квартиры и принятой функциональной программой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение, отделку помещений, декоративное убранство, освещение и озеленение. Проведенное с помощью мебели и оборудования функциональное зонирование, визуальное разделение пространства позволяет перейти к следующему этапу — выделению основного и дополнительных композиционных акцентов. Цветовая гармония, правильный выбор цветовых сочетаний усиливают композиционный замысел, связывают или разобщают отдельные зоны. Цвет в сочетании с выбранной системой освещения может облегчить зрительную работу и отдых в квартире, зрительно увеличить или уменьшить пространство помещений, вызвать нужный эмоциональный эффект. При формировании композиционного центра нужно учитывать приведенные ниже закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия. Психология восприятия обуславливает определенные закономерности композиционного построения:
Входя в квартиру, переходя из помещения в помещение, человек прокладывает «трассу» своего движения. Входной проем и точки изменения маршрута движения определяют, как воспринимается пространство, какая плоскость или точка помещения может стать центром композиции. Названные рекомендации нужно учитывать при формировании плоскостной композиции — декорировании стены, берущей на себя при оформлении помещения основную композиционную роль, и при композиционной упорядоченности мебельных групп. Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели, оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии. Симметрия как принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве предполагает наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы, поэтому применение ее в жилом интерьере создает ощущение некоторой официальности, если применяется в общесемейных зонах. Для ряда функциональных зон применение симметрии оказывается функционально оправданным. Очень часто именно с ее помощью выстраиваются интерьеры детских комнат для двоих детей, спальни родителей. В этих случаях симметричное построение, начатое группой парной мебели, может быть подчеркнуто и усиленно симметричным расположением остальных элементов (картинами в изголовье кровати, светильниками). Эффект симметрии усиливается, если на противоположной от окна стене размещено зеркало. Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Уже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным. В основе асимметричного построения жилого интерьера чаще всего лежит функциональная потребность, то есть необходимость обеспечить площади для самых разных рабочих применений. При этом свобода и гибкость асимметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включенными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Часто оба приема сочетаются в композициях на равных. В основе совмещения симметричных и асимметричных схем может лежать функциональная идея. Применение асимметричных схем диктуют мансардные этажи, так как наклонные потолки заставляют вмещать объемную мебель в образовавшееся пространство неправильной формы. Симметричное и асимметричное построение предполагает использование таких композиционных средств как повтор, нюанс и контраст. С повтором мы встречались при анализе симметричных решений, когда по обе стороны от оси располагались одинаковые элементы. Количество повторений может быть разным. Если в явлении повтора сохраняются размеры, материал, цвет, фактура, то изменение хотя бы одного из этих составляющих в небольших пределах может дать нюансные решения. Резкие изменения названных характеристик приводят к контрасту.
Изменение размеров может проводиться с сохранением формы, то есть на основании подобия (рис. 6). Разница в размерах подобных фигур подчиняется геометрической (рис. 7) или арифметической (рис. 8) прогрессии. Геометрическая прогрессия приводит к контрасту, так как здесь разница между первой и последней фигурой ряда значительна и отношения контрастны. С помощью арифметической прогрессии можно получить более мягкие нюансные изменения размеров. Композиция интерьера может быть построена так, что в одном интерьере встречаются одинаковые и подобные фигуры. В этом случае появляется ощущение перегрузки, излишества, навязчивости и несогласованности. Для жилого интерьера оказывается достаточным использование мягких нюансных изменений. Точка входа в каждое помещение квартиры является исходным положением, из которого определяются его пропорции — пространство прочитывается как глубинно развивающееся или разворачивающееся поперек основной оси зрения. Цвет и фактура основных элементов интерьера, размещение светильников и учет направления световых потоков позволяют сохранить или откорректировать имеющееся пространство с помощью зрительных иллюзий, то есть, помещение можно зрительно углубить, сузить, расширить, повысить или понизить.
Для достижения названных эффектов необходимо знать некоторые основные положения. Горизонтальные полосы «растягивают» помещение, создавая эффект увеличения площади, но одновременно и снижения помещения (рис. 9 — 4, 6); вертикальные полосы «сжимают» пространство, зрительно повышая его (рис. 9 — 5). Мелкий орнамент зрительно увеличивает помещение, крупный — уменьшает (рис. 9 — 1, 2). Один и тот же эффект снижения высоты может быть достигнут разными приемами: членением поверхности в нижней зоне и применением достаточно темного цвета для потолка (рис. 9 — 3, 4). Ощутимый пространственный эффект дает членение даже одной из плоскостей. Помещение может казаться большим (рис. 10 — 1) или меньшим (рис. 10 — 2), сжимающимся (рис. 10 — 3, 4) или расширяющимся (рис. 10 — 5, 6), укороченным (рис. 10 — 7) или удлиненным (рис. 10 — 8). Если сгруппировать приемы, дающие один и тот же пространственный эффект, то можно сформулировать следующие рекомендации:
При использовании оптических иллюзий для зрительной корректировки пространства значительный эффект дает направленное применение осветительной системы (изменение яркости отдельных участков ограждающих поверхностей, использование направленных световых потоков). Использование вертикалей в декоре стен зрительно увеличивает высоту помещения. Этот же эффект сохраняется, если вертикаль присутствует в виде вертикально вытянутых картин, в вертикальной форме светильника, вертикальном расположении полос в обивочной ткани. На силе зрительного эффекта здесь сказывается явление преувеличения вертикальных отрезков — из двух равных по величине отрезков вертикальный отрезок прямой кажется длиннее горизонтального. Если жилую комнату подвергают «растягиванию» вдоль источника дневного света, то есть параллельно стене с окном, то для примыкающей группы мебели используется декоративная ткань с активно выраженными горизонтальными полосами, горизонтальным рисунком на ковре. Белые предметы на темном фоне зрительно «раздвигают» пространство, расширяя и удлиняя его. Клетчатые, полосатые, заполненные крупным рисунком участки кажутся больше, чем одинаковые с ними по размеру однотонные. Светокомпозиционные приемы:
--- Ссылки по теме, читайте также:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |