Школа современного дизайна | |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Древнегреческие интерьеры(Кратко об интерьерах Древней Греции) Не секрет, что древнегреческая культура — «колыбель» всей европейской цивилизации. Так, например, созданный греками архитектурный ордер стал на века общеевропейским каноном. Средневековье, отрицая языческую культуру, все же многое позаимствовало у нее. Начиная с эпохи Возрождения, каждый художественный стиль оценивался по степени его приближенности к классическим (античным) образцам. Отход от них мог привести, с точки зрения людей того времени, к упадку. И лишь модерн поставил в этой традиции точку. Хотя сегодняшние тенденции в дизайне интерьера во всю спорят с модерном. О жилых интерьерах античности — начиная с греческой архаики и вплоть до конца Римской империи — долгое время можно было судить исключительно по древним описаниям. Только жестокость судьбы, приведшая, в частности, к гибели греческой провинции Помпеи (она находилась на территории современной Италии), дала человечеству возможность увидеть античный интерьер воочию. Важную роль в воссоздании образа жилища сыграли и случайные находки. Например, критский купец Калокеринос в 70-х гг. XIX в. наткнулся на своем участке на несколько больших глиняных сосудов. Итак, начнем с истоков классической Греции. Минойская культура острова Крит дала сильный толчок развитию античной культуры, но о ее существовании до находки безвестного купца можно было лишь догадываться. «Информацию к размышлению» давали мифы о зодчем Дедале, построившем загадочный лабиринт, о Тезее и полубыке—получеловеке Минотавре, а также упоминания в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» критского царя Миноса, имевшего большую власть на море. Результаты раскопок на участке Калокериноса поразили всех: древние сказания приобретали облик реальных исторических событий. Дворец Миноса предстал перед глазами исследователей огромным лабиринтом. Вокруг парадного двора были бессистемно (или же подчиняясь системе, которую мы не в состоянии уловить) расположены разнообразные по форме и размеру двух-, трехэтажные постройки. Оконные проемы в помещениях отсутствовали. Свет проникал сквозь специальные колодцы, проходившие через все этажи и создававшие различную степень освещенности залов. Колонны Кносского дворца являли собой воплощение тектоники, расширяясь не к низу, а к верху. Стены были покрыты бесчисленными фресками и полосами орнамента, чаще всего в виде волны или спиралевидных завитков, напоминающих о близости моря и вечном движении волн. Сюжеты фресок рассказывают о жизни обитателей дворца, религиозных церемониях, танцах в садах, развлечениях детей, пирах, театральных действах. Фигуры изображены условно: например, голова и ноги в боковой проекции, а туловище — фронтально. Но в них нет и тени строгости египетского канона. Длинный коридор украшен фреской с процессией юношей и девушек, несущих дары. Вспоминается свидетельство Платона, что критский царь Минос «заставил жителей Аттики платить тяжелую дань». Многочисленные изображения быка, игр с ним говорят о том, что это было культовое животное. Росписи отсылают нас к легенде о Минотавре, в жертву которому Афины по воле Миноса присылали по семь юношей и девушек каждые девять лет. Запутанные ходы и выходы, внезапные лестничные спуски и подъемы, непредсказуемые повороты, соседство ярко освещенных помещений с полутемными, насыщенные краски настенной живописи — таков интерьер этого дворца, одного из древнейших среди дошедших до нас. Как на острове Крит, так и в материковой Греции, начиная уже с III тысячелетия до н. э., дома простых людей строились из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, часто на каменном фундаменте. В наиболее крупных жилищах комнаты группировались вокруг мегарона — большого прямоугольного помещения со столбами в центре, которые поддерживали перекрытие. Мегарон имел выход на мощеный дворик. Большие дома состояли из многочисленных жилых комнат и кладовых, где в глиняных сосудах хранились припасы. Стены внутри построек штукатурились, пол был обмазан гипсом или вымощен гипсовыми плитами. Разделенный на правильные квадраты пол украшали орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб. В некоторых помещениях первого этажа под полом оборудовался тщательно сложенный из камня водосток. Во многих комнатах вдоль стен шли скамьи, сделанные из одного с основной постройкой материала и так же оштукатуренные. Для хранения припасов в стенах устраивались довольно глубокие ниши. Ванные комнаты присутствовали только во дворцах. Терракотовые ванны, напоминающие по форме современные, были украшены росписью и вмурованы в своеобразный глиняный постамент. Приблизительно на рубеже III и II тысячелетий до н. э. появляются черепичные кровли, причем из плитки плоской формы. Наивысшего расцвета греческая архитектура достигла в афинский — классический — период. Простота и ясность форм и планов, рождающая ощущение гармонии и достигшая совершенства в знаменитом Парфеноне, — вот что привлекало в ней последующие поколения художников. Известно, что пропорции колонны Парфенона соответствовали пропорциям идеального человеческого тела (в представлении древнего грека), а каннелюры напоминали складки хитона. Храм был уподоблен живому организму, ибо слова Протагора: «Человек — мера всех вещей», — стали символом всей греческой культуры. Понятие «классический» подразумевало глубокую цельность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавлять или убирать, не разрушив целостности произведения. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели - все это весьма созвучно современным минималистским интерьерам. Однако достигаем ли мы той же цельности? Подобные интерьеры выглядят у нас, скорее, выхолощенными, о чем у греков не могло быть и речи, ведь в центре их мира стоял человек. Древний грек был, прежде всего, существом общественным (полисным). Поэтому долгое время роскошью в Греции могли отличиться только общественные здания (в первую очередь, храмы). Частные жилища даже у богачей были лишены элементарных удобств. Ведь большую часть дня греки проводили вне дома, а зачастую и спали в городе прямо под портиками (благо климат это позволял). В суровой Спарте запрещалось даже использовать рубанок, чтобы спартанские воины не изнежились на удобной мебели. Лишь после войн с персами запросы греков начинают расти и появляются красивые богатые дома. Только теперь (наконец-то обнесенный каменным забором!) дом мог считаться «своей крепостью». Окна же, выходящие на улицу, появились довольно поздно. План более позднего греческого дома формировался вокруг внутреннего, перистильного дворика, через который освещались все остальные помещения. Он же служил основным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колоннами. Стены сперва белили известью, а позже стали расписывать. Они были окрашены темперой, излюбленный цвет — красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра. Во внутреннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями. Полы первого этажа оставались глинобитными, что, видимо, не казалось грекам некрасивым или неудобным. Так же, как стены, полы иногда делались расписными, а в самых богатых домах их выкладывали мозаикой. Древнегреческая мозаика из отшлифованной речной гальки являет собой первые в истории опыты в этой области. Наиболее распространенный узор — круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными. А теперь поговорим о предметном наполнении античного дома. Немногочисленная мебель отличалась выверенностью пропорций и элегантностью исполнения. То, как она выглядела, мы можем представить себе по изображениям на греческих расписных вазах. Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д. Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось. Правда, мебели даже в богатых домах было немного. Наиболее разнообразна была мебель для сиденья. Из Египта «приходит» складной табурет на Х-образной опоре. Такие табуреты носил раб за своим господином на тот случай, если тому понадобится внезапно присесть. Это повседневное сидение для греческих женщин вновь вернулось в Европу только во времена ампира. Греческие мужчины предпочитали сидение посолиднее с высокой спинкой и подлокотниками — так называемый трон. В храме на таком троне восседал бог, ну а в доме — хозяин, или почетный гость. О мебели для сидения дают представление живописные изображения табуретов и стульев на вазах и рельефные — на мраморных стеллах (надгробных плитах греков). В VI в. до н. э., судя по изображениям, такая мебель имела жесткую конструкцию, изобилующую прямыми углами, близкую по своим формам к мебели, изготовлявшейся в Египте. В V в. до н. э., считающемся золотым веком всех искусств Греции, в формах мебели произошли некоторые изменения в сторону их улучшения и придания им большего изящества. У греков-столяров наконец-то появляется в обиходе рубанок и токарный станок, что тут же отразилось на качестве деревообработки. Греки, судя по всему, освоили и гнутье древесины с помощью пара — способ, «переоткрытый» европейцами вновь только в XIX в.! Реализм и простота греков в сочетании с развитым художественным вкусом привела к появлению элегантной и комфортной мебели. Наиболее часто встречающейся формой античной мебели этого времени был табурет с четырьмя круглыми точеными ножками, утончающимися книзу. Такой табурет изображен на барельефах Парфенона и на многих вазах и стелах, относящихся к этой же эпохе; он назывался «дифрос». Его ножки делались или совершенно вертикальными или же слегка расходящимися книзу и были гладкими. Сохранились также изображения стульев с изящно изогнутыми передними ножками, круглого или четырехгранного сечения, с довольно широкой доской для сидения и полукруглой спинкой на таких же слегка изогнутых подпорах. Апогеем греческого мебельного искусства является «клисмос» — легкий изящный стул с серповидными ножками, задние из которых, держали спинку. Металлические скобы или деревянные накладки скрепляли отдельные части такого стула. Для путешествия по гористым тропинкам Греции на спину мула или лошади ставили небольшой диванчик, на который седоки садились с двух сторон. Туловище лошади зажималось его ножками, что обеспечивало устойчивость сиденья. Этот диванчик с двумя спинками по бокам по своей конструкции является как бы переходом к кровати — «клинэ», состоявшей из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках.
Вообще на стульях и тронах греки находились не столь часто, как мы. Есть, читать и писать они предпочитали в полулежачем состоянии на специальных ложах (клинэ), которые покрывали яркими пушистыми тканями с изысканными узорами (рис. 5). Одна или две тугие и нарядные подушки служили опорой для левой руки во время принятия трапезы. Соответственно, и столы были низкими, так как предназначались только для расстановки различной снеди. По большей части они делались переносными. После трапезы столик задвигался под кровать, имевшую довольно высокие ножки, примерно в один метр. Известны такие столы и прямоугольной и круглой формы. Комодов или платяных шкафов греки не знали, поэтому наиболее употребительным и важнейшим типом домашней мебели был ларь — особого вида ящик для хранения разных вещей. Хотя таких ларей до нас не дошло, но довольно точное представление о них дают относящиеся к IV в. до н. э. деревянные саркофаги, найденные в Крыму, представляющие собою продолговатые ящики на ножках или стойках с седлообразной крышкой. Стенки ларя соединены между собою шпунтами, как это делалось и в Египте. Стенки таких ларей (и саркофагов) покрыты росписью разных цветов. По яркому синему фону изображаются меандры, пальметты и другие мотивы греческого орнамента. Кроме ларей, в обиходе древних греков были также «писты» — большие, цилиндрической формы банки, делавшиеся из бронзы. Из бронзы же делались курительницы - «трилигатерии», канделябры и треножники. Большинство мебели было цветной. Для орнамента, кроме растительных мотивов, наиболее характерен широко всем известный меандр: ряд линий, ломанных под прямым углом. Орнаментика всегда была для греков чисто декоративной и не имела такого символического культового значения, как у тех же египтян. На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, ткани играли в античном интерьере не менее важную роль, чем теперь. Греки различали покрывала для мебели и настенные драпировки. При помощи однотонных занавесей осуществлялось обособление, зонирование помещений (двери, как таковые, были большой редкостью). Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в несколько слоев, каждый из которых имел свой цвет. Это немного напоминает теперешние тюлевые гардины — в таком искаженном виде донесло до нас время изначально великолепную идею. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зеленому, шафрановому, золотому, оттенкам фиолетового. Величественное, спокойное, строгое, и при этом никак не скучное, а скорее смелое сочетание цветов, — готовый рецепт цветового решения современного интерьера (но для непрозрачных материалов, какие и использовались в ту далекую эпоху). Узоры на тканях были обычно вытканы, но присутствовала и вышивка. Мотивы орнамента имели природное происхождение и перекликались с теми, что украшали капители, карнизы и вазы: листья аканфа, меандр, пальметты. Это создавало целостность всего предметного наполнения (или, говоря современным языком, дизайна) античного дома, о какой в наши дни остается лишь мечтать. Изготовлением тканей и одежды занимались женщины, проводившие большую часть своей жизни в гинекее (женская половина дома) за прялкой или ткацким станком. Это занятие было обычным для женщин любого социального уровня и считалось признаком стабильности домашнего уклада. Высокого расцвета в Греции достигла керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной росписью, использовались для хранения вина и масла, благовоний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен. Вазы делались и из серебра, украшались рельефными изображениями. В начале XX в. была предпринята уникальная попытка реконструкции интерьеров древнегреческого дома. На берегу моря, на юге Франции, архитектор Теодор Рейнах построил виллу Керилос. Конечно, нельзя сказать, что это строго научное воссоздание, но здесь все, начиная от плана и заканчивая декором и мебелью, имеет античные прототипы. Это как бы идеализированно-усовершенствованный греческий дом эпохи эллинизма. Безусловно, постройка несет на себе печать современного ей модерна. Но поражает, с каким тщанием воспроизведены известные приемы декорирования, применявшиеся греками, вся предметная среда, вплоть до тканей и посуды. Расписные деревянные балки потолков, многочисленные фрески и рельефы на стенах, мозаичные полы, светильники и еще масса деталей дают уникальную возможность почувствовать, как все это на самом деле было. Теодору Рейнаху удалось передать то сочетание ясности и гармонии, в котором заключается главная ценность греческой цивилизации. Простота, гармония элементов и благородные пропорции способствовали распространению художественного влияния Греции на другие народы: в первую очередь, на римлян. --- Ссылки по теме, читайте также:
© 2000 - 2009 Oleg V. Mukhin.Ru™ |